В Санкт-Петербурге проходит одно из главных экономических событий страны с начала пандемии COVID-19 – Международный экономический форум. На нем собрались представители бизнес-элиты и власти российских регионов и зарубежных стран. О специфике и уникальности Челябинской области в совместном интервью делового издания «Ведомости» и РИА «ФедералПресс» рассказал глава Южного Урала Алексей Текслер.
Вы недавно презентовали челябинский метротрам, на который дало карт-бланш правительство поддержкой инфраструктурным кредитом. Как быстро удастся реализовать проект?
— Это важнейший проект. Мы сейчас заканчиваем формирование технико-экономического обоснования, параллельно начнем проектирование и в следующем году его закончим. Затем будет строительная часть метротрама. Задача, которая перед нами стояла, – использовать ту инфраструктуру, что есть. Сотни миллионов направляются на то, что уже вырыто. Фактически все районы Челябинска мы соединим с центром. Будет две трети новой инфраструктуры подземной, и впишем тоннели в новую трамвайную инфраструктуру. Метротрам будет современным, скоростным. Мы его реализуем за счет инфраструктурных бюджетных кредитов. Для нас он очень важен. Метротрам есть в Волгограде, но наш будет глубже и в другом формате. Он получится уникальным.
Алексей Леонидович, Минпромторг по просьбе регионов возобновил механизм стимулирования участков промышленного кластера. Какие отрасли могут рассчитывать на возмещение затрат по этой же схеме?
— Южный Урал был единственным регионом, который сохранил региональную поддержку кластера в последние годы, когда она была приостановлена на федеральном уровне. Мы работали с Минпромторгом, чтобы возобновить эту поддержку. И это случилось. Я Минпромторгу благодарен за это. Что такое промышленный кластер? Это возможность кооперации. Возможность кооперации внутри региона – это наша основная задача. Многие предприятия не знают, что происходит за забором друг у друга. Покупают комплектующие за границей, когда это можно сделать у себя в регионе и дать дополнительную возможность. Это как раз задача поддержки промышленного кластера. И мы этому активно содействуем и помогаем. Так же, как приняли региональное законодательство в части СПИК 2.0 и начинаем реализацию и этих инициатив. Вообще в целом поддержка промышленности и в прошлом году, и в этом достаточно обширная. У нас более 50 предприятий так или иначе участвовало в поддержке по линии Минпромторга.
В чем уникальность Челябинской области и какие в регионе главные достопримечательности?
— Многие знают, что наш регион – промышленный. Это так, и мы занимаемся экологией, чтобы не было проблем, чтобы промышленность была белой и чистой. Мы подписали 49 соглашений с промышленными предприятиями. Они взяли на себя обязательства до 2024 года экологическую повестку реализовать. Мы контролируем эту ситуацию и активно работаем над сменой имиджа региона. Южный Урал еще и очень красивый регион: 3000 озер, Уральские горы, леса, степи, уникальные исторические объекты, такие как Аркаим – городище бронзового века и вообще колыбель индоевропейской культуры человечества.
У нас художественные промыслы: каслинское литье, златоустовская гравюра на стали. У нас есть интересные самобытные города, в которых сохранились объекты культурного наследия: белый дом Демидовых – усадьба дворцового типа, которая хорошо сохранилась. У нас три национальных парка, сотня особо охраняемых природных территорий, горнолыжные курорты. И многое-многое другое. Нужно создавать инфраструктуру, пропагандировать, развивать туризм, внутренний и внешний.
Какое блюдо нужно продегустировать в вашем регионе?
— У нас есть замечательный ресторан «Уральские пельмени»: там около 50 их видов. Они получали награды еще на ВДНХ в советские годы. Я сам лично люблю вареники с вишней [улыбается]. Да у нас много вкусных продуктов. У нас аграрный регион, многое что делаем и будем развивать гастрономический туризм, чтобы можно было попробовать.
Фото: ФедералПресс / Наталья Оксак
ПМЭФ-2021