На фоне восстановления спроса на энергоресурсы «Роснефть» ожидает дефицит предложения. Мировые мейджоры нефтегазового сектора не смогут быстро нагнать прежние темпы добычи из-за тотальной недоинвестированности, которая наблюдалась за период пандемии. Тем более что сейчас перед ними стоит еще более сложная задача – Запад требует экологически чистую энергию. Подробности – в материале «ФедералПресс».
Прирост запасов нефти и газа в последние годы находится на исторических минимумах, и определенный дефицит ресурсов просматривается уже сейчас, отметил Игорь Сечин, главный исполнительный директор «Роснефти», в своем докладе в рамках Энергетической панели на ПМЭФ-2021.
Масштабные программы по вакцинированию уже дают свои плоды, не за горами формирование коллективного иммунитета и снятие последних карантинных ограничений. Это неминуемо повлечет за собой взрыв спроса на энергоносители. Новые волны пандемии смогут лишь замедлить, но не остановить этот процесс. Между тем отрасль пока не готова к возобновлению поставок на прежнем уровне, а тем более к их увеличению.
Год потерь
Энергетическая отрасль стала одной из наиболее пострадавших в прошлом году. Компании столкнулись как с колоссальным снижением спроса, так и с падением цен на сырье. Суммарный убыток 20 крупнейших публичных нефтегазовых компаний мира по итогам прошлого года составил 33 млрд долларов по сравнению с прибылью в 242 млрд долларов в 2019 году, отметил глава «Роснефти».
Как пример Игорь Сечин привел Saudi Aramco. Для поддержания социально-экономической и бюджетной стабильности Саудовская Аравия вынуждена расходовать золотовалютные резервы и рассматривает возможность приватизации еще 1 % акций своей национальной компании. Кроме того, сама компания Saudi Aramco предпринимает меры по привлечению инвестиций, включая продажу долей в добывающих активах.
Потери сланцевых компаний США в 2020 году превысили 60 млрд долларов. И ситуацию не помогает исправить даже рост цен на нефть, наметившийся в последние месяцы. Необходимость компенсировать накопленные убытки приводит к консолидации в отрасли. Крупные игроки запускают «кризисные» программы, направленные на сокращение расходов, а не на увеличение производства.
Крупнейшие нефтегазовые европейские компании встали на путь трансформации, по итогам которой они превратятся в диверсифицированные энергетические компании. Здесь на первое место выходит снижение добычи нефти и газа, чтобы повысить углеродную нейтральность.
Партнерство теперь необходимость
Сегодня в мире стремительными темпами увеличивается потребность в разнообразных видах энергии. Крупнейшим мировым компаниям нефтегазовой отрасли следует всерьез задуматься о диверсификации энергетических ресурсов. И в этом вопросе все большую роль играет возможность открытого сотрудничества между мейджорами: сегодня крайне необходимо делиться опытом и технологиями.
«Сейчас мы приходим к миру, в котором не будет доминировать один какой-то один энергоресурс, как это раньше было с углем, а потом с нефтью. Таким образом диверсификация и весь ландшафт меняется очень сильно»,– заявил на ПМЭФ Бернард Луни, главный исполнительный директор ВР.
Однако, как подчеркивает в своем докладе Игорь Сечин, последствия пандемии и локдаунов все больше ведут к регионализации бизнеса, которая приходит на смену глобализму. Происходит разрушение традиционных международных экономических связей, закрытие внутренних национальных рынков, чему сегодня необходимо противостоять крупнейшим игрокам отрасли.
«Чем дольше продлится пандемия, тем более сильные признаки регионализации мы увидим», – отметил он.
Энергопереход
Возросший в мире спрос на чистую энергию заставляет крупнейших игроков нефтяного сектора пересматривать свои стратегии развития. На сегодняшний день газ является фактически безальтернативным сырьем на период перехода к энергетически чистой экономике.
«Роснефть» планирует нарастить долю добычи газа в своем портфеле до 25 %, сообщил глава Игорь Сечин. В текущем году запущен крупнейший газовый проект компании «Роспан Интернешнл».
Кроме этого, «Роснефть» реализует план по углеродному менеджменту, разработанный до 2035 года, согласно которому интенсивность выбросов в разведке и добыче сократится на 30 %, будет предотвращено 20 млн тонн выбросов парниковых газов, обеспечено нулевое рутинное сжигание попутного газа и значительно снижена интенсивность выбросов метана.
Компания реализует в соответствии с наивысшими экологическими стандартами ряд первоклассных нефтяных и газовых проектов с низкими удельными затратами на добычу на уровне 2,6 доллара на баррель нефтяного эквивалента.
Международные рейтинговые агентства уже оценили достижения «Роснефти» в области экологии – компания занимает лидирующие позиции в целом ряде специализированных рейтингов.
«Перед нашей отраслью стоит задача удовлетворить растущий мировой спрос на энергию и одновременно достичь глобальных целей по нулевому выбросу в рамках Парижского соглашения», – сказал Джей Прай, вице-президент по развитию бизнеса Chevron.
Флагманский проект «Роснефти» «Восток Ойл» станет образцом экологически чистого производства в отрасли. Нефть месторождений «Восток Ойла» отличается уникально низким содержанием серы. Благодаря высококачественным характеристикам этой нефти «Восток Ойл» сможет вовсе отказаться от ряда установок, что значительно снизит выбросы парниковых газов по сравнению с показателями на обычном производстве.
Кроме того, реализация проекта «Восток Ойл» уже на этапе проектирования учитывает использование передовых технологий для охраны окружающей среды – от этапа бурения скважин до специализированного исполнения нефтепроводов и танкеров, которыми будет экспортироваться нефть.
«Есть все основания говорить о производстве в рамках данного проекта «зеленых баррелей» нефти»,– сказал Игорь Сечин.
«Восток Ойл» уже производит с низкой себестоимостью, с низким углеродным следом высококачественную нефть, которая будет пользоваться спросом еще долгие годы.
«Роснефть» планирует сократить углеродный след, и это, безусловно, будет гарантировать спрос на продукцию «Восток Ойл», – считает Джереми Вейр, председатель совета директоров и главный исполнительный директор Trafigura.
Будущее зеленой энергетики туманно
Руководители крупнейших нефтегазовых компаний мира уверены, что, несмотря на растущий спрос на зеленую энергетику, нефть и газ еще долгие годы будут оставаться самыми востребованными видами энергоносителей.
«Нет сомнения, что углеводороды будут использоваться еще многие-многие десятилетия и будут играть важную роль в экономике. Мы в Baker Hughes считаем, что использование СПГ и природного газа расширится и потеснит нефть в энергобалансе», – заявил в своем докладе Лоренцо Симонелли, председатель совета директоров и главный и сполнительный директор BakerHughes.
Игорь Сечин отмечает, что, несмотря на растущие инвестиции в сектор зеленой энергетики, эти технологии по-прежнему остаются малоэффективными. Субсидии ветровой и солнечной генерации в Евросоюзе за 10 лет выросли в 5 раз, практически до 50 млрд евро в год, при этом сами объемы генерации за этот же период увеличились только в 3,6 раза. Несмотря на существенные инвестиции, возобновляемая энергетика так и не превратилась в значимый резерв мирового зээкономического развития, подчеркивает глава «Роснефти».
Другой важной проблемой остается надежность этого вида энергии.
«Углеводороды могут быть использованы для генерации энергии в тот момент, когда она необходима. В отличие от возобновляемых источников энергии, которые зависят от погоды»,– считает Рассел Харди, главный исполнительный директор Vitol.
Так, неустойчивость альтернативной энергетики стала очевидной на примере Техаса в феврале: вышедшие из строя лопасти ветряков, занесенные снегом солнечные панели и резкий рост цен на газ.
«Этот пример вновь подтвердил тезис, который мы неоднократно стремились донести, о необходимости сбалансированного развития энергетики, недопустимости опоры только на альтернативную генерацию и о чрезвычайно высоких затратах на обеспечение стабильности поставок ветровой и солнечной энергии», – сказал глава «Роснефти».
По некоторым оценкам, из-за государственной политики по продвижению возобновляемых источников энергии американские потребители уже переплатили за электричество 125 млрд долларов.
Нефтянке требуется больше инвестиций
Человечество недооценивает важность и значение нефти и газа для мировой экономики, говорится в отчете Citibank, данные из которого в своем докладе привел глава «Роснефти» Игорь Сечин. По расчетам банка, вклад нефтегазовых компаний в мировой ВВП в настоящее время впервые превысил их долю в общей капитализации мирового рынка.
«То есть нефтегазовая отрасль создает для мира больше ценности, чем получает инвестиций. Мир потребляет нефть, но не готов в нее инвестировать», – сказал Игорь Сечин.
В энергетической панели «Трансформация мировой энергетики», состоявшейся в рамках ХХIV Петербургского международного экономического форума, организованном при поддержке НК «Роснефть», приняли участие главный исполнительный директор BP Бернард Луни, старший вице-президент ExxonMobil Нил Чапман, председатель CNPC и председатель PetroChina Дай Хоулян, председатель нефтегазовой климатической инициативы OGCI Роберт Дадли, управляющий и главный исполнительный директор ONGC Videsh Алок Кумар Гупта, председатель совета директоров и главный исполнительный директор Baker Hughes Лоренцо Симонелли, главный исполнительный директор Vitol Расселл Харди, председатель совета директоров и главный исполнительный директор Trafigura Джереми Вейр, главный исполнительный директор Glencore Айван Глазенберг, вице-президент по развитию бизнеса Chevron Джей Прайор, президент Государственной нефтяной компании Азербайджанской Республики Ровнаг Абдуллаев, независимый член совета директоров НК «Роснефть» Карин Кнайсль и управляющий директор, руководитель департамента аналитических исследований в России Bank of America Merrill Lynch Карен Костанян.
Фото: ПАО «НК «Роснефть»
ПМЭФ-2021