Экология
  1. Экология
Экология
Забайкальский край
0

Железное дело Троценко. Чего ждать Забайкалью от проекта московского олигарха

Роман Троценко
Будущий ГОК может принести социальные и экологические проблемы

Компания GeoProMining Романа Троценко намерена разрабатывать месторождение Железный кряж в Забайкальском крае. Его эксплуатация должна принести региону новые рабочие места и рост налоговых поступлений. Но эксперты указывают на проблемность проекта. В чем она заключается и насколько это опасно, разбирался «ФедералПресс».

Через несколько лет в Забайкальском крае должно заработать новое предприятие. На месторождении Железный Кряж будет введен в эксплуатацию ГОК по добыче и обогащению руды, продукция – железорудный и висмутовый концентраты, золото.

В ГОК будет вложено свыше 7,9 млрд рублей, появится 609 новых рабочих мест. ГОК расположится на территории опережающего развития (ТОР) «Забайкалье», поэтому получит различные налоговые преференции. Например, ставка налога на прибыль для него составит 0 % в течение первых пяти лет его деятельности, в следующие пять лет она будет равна 10 % (вместо обычных 20 %). Налог на землю обнулят в течение трех лет, ставка налога на имущество будет 0,3 % и 1,3 % в первые и вторые пять лет соответственно.

Инвестором проекта является компания GeoProMining, принадлежащая бизнесмену Роману Троценко. За несколько лет он консолидировал в своих руках активы, которым теперь принадлежат «Сарылах-Сурьма», «Звезда» и «Верхне-Менкече» в Якутии; GPM Gold и Агаракский медно-молибденовый комбинат в Армении; имеющуюлицензию на Железный Кряж компанию «Висмут».

На открытом еще в 1950-х годах железорудном месторождении был выявлен висмут и определены высокие концентрации золота. В целом запасы Железного Кряжа достигают 22 млн тонн железных руд, 14 тыс. тонн висмута и 25,8 тонн золота.

Судя по презентации «Висмута», датируемой маем 2019 года, к моменту перехода под крыло GeoProMining было сделано очень многое – проведены вскрышные работы на двух карьерах, создан вахтовый поселок, возведено офисное здание, аналитическая лаборатория, гаражи и ремонтно-механические мастерские, проложены технологические дороги, смонтирована мобильная дробильно-сортировочная установка, построена временная линия электропередачи. GeoProMining надо довести все до ума.

Во глубине сибирских руд

Хотя Железный Кряж находится в мало освоенном районе Забайкалья, куда везти все необходимое для ГОКа и вывозить с него готовую продукцию будет нелегко, некоторые эксперты все же говорят о хороших перспективах проекта.

«Либо золото, либо железо, либо другие ресурсы, которые тут имеются, обязательно будут востребованы, что обеспечит экономическую стабильность проекта, – объясняет свою позицию Дмитрий Баранов, ведущий эксперт «Финам Менеджемент». – Да, месторождение находится в удаленном районе края, но это вряд ли станет препятствием для его освоения. Не исключено, что впоследствии сюда могут быть проложены автомобильные дороги, железнодорожная ветка». Срок окупаемости проекта он оценивает в 6–8 лет с момента выхода ГОКа на полную мощность.

Концентраты с него могут быть востребованы на внутреннем рынке. «Особенно это касается висмута, который находит широкое применение и важен для решения задачи импортозамещения. Экспорт продукции проекта также возможен, в первую очередь в страны Азии, учитывая близость проекта к ним», – добавляет Дмитрий Баранов.

Безопасность по боку

ГОК будет входить в состав ТОР «Забайкалье», и это неспроста. Численность местного населения невелика, и для работы могут позвать вахтовиков. Причем далеко не факт, что ими будут исключительно россияне, хотя на действующих предприятиях GeoProMining не хватает рабочих – машинистов бульдозера, слесарей, токарей, дробильщиков, водителей.

Резидентство в ТОР «Забайкалье» (помимо упомянутых выше налоговых льгот) дает право на привлечение мигрантов из-за границы без каких-либо квот и ограничений. Учитывая близость к границе с Китаем, GeoProMining может нанимать рабочих оттуда.

Промышленная безопасность на рудниках GeoProMining, похоже, оставляет желать лучшего. Например, в августе 2019 года на шахте «Сарылах-Сурьмы» погиб горняк из-за обрушения горной массы. Выводы инспекторов Ростехнадзора были неутешительными: работы велись в не приведенной в безопасное состояние горной выработке, был из рук вон плохо организован контроль за соблюдением всех необходимых требований по охране труда.

В текущем же году на «Сарылах-Сурьме» было обнаружено почти полсотни нарушений в области безопасности. Среди них – ведение горных работ с отступлением от согласованных планов, несоответствие креплений горных выработок их паспортам, использование технических средств и оборудования с истекшим нормативным сроком эксплуатации.

Сходное положение дел было зафиксировано на «Верхне-Менкече»: не осуществлялся должным образом контроль за объемом подачи воздуха в шахту, у рабочих не было датчиков позиционирования, передающих информацию об их нахождении, и т. д. Описанные нарушения выявлялись и ранее и никак не были исправлены. В итоге Ростехнадзор оштрафовал «Верхне-Менкече» на 800 тыс. рублей.

Cурьма, висмут и еще кое-что

Есть еще один момент, который пока остается в тени, – экология. Железный Кряж представляет собой полиметаллическое месторождение, значит, спектр загрязняющих веществ будет широким. Их попадание в окружающую среду априори неминуемо.

«Больше всего пострадать от планируемого ГОКа на месторождении Железный Кряж могут леса, почвы, поверхностные водные объекты, атмосферный воздух. Неминуемо будет происходить размещение на земной поверхности вскрышных пород при складировании хвостов в специальном хранилище», – указывает Наталья Соколова, председатель правления АНО «Равноправие».

GeoProMining уже успел отметиться в резонансном экологическом скандале. В мае 2021 года произошел прорыв дамбы отстойника, принадлежащего предприятию «Звезда», осуществляющему эксплуатацию золото-сурьмяного месторождения Сентачан. Вода с вредными веществами попала в реки Адыча и Сентачан.

По факту загрязнения Верхоянская инспекция государственного экологического надзора возбудила дела сразу по двум статьям Кодекса об административных правонарушениях – «Сокрытие или искажение экологической информации» и «Нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение».

Их результаты пока неизвестны. На запрос автора статьи в пресс-службу министерства экологии, природопользования и лесного хозяйства Якутии (ему подчиняется Верхоянская инспекция) по поводу ответственности «Звезды» за случившееся пришел ответ с просьбой направить официальное письмо на имя главы ведомства.

Тем не менее и без ответа очевидно, что последствия загрязнения для рек Адыча и Сентачан могут быть серьезными: сурьма относится к веществам 2-го класса опасности и не дай бог, если ее соединения были в отстойнике «Звезды», – речной фауне они вряд ли придутся по вкусу.

На Железном Кряже тоже возможны экологические проблемы, поскольку здесь не только будут складировать хвосты в хранилище, но и, возможно, будет проводиться выщелачивание золота с помощью цианидов, чрезвычайно токсичных для всего живого (по крайней мере, на «Висмуте» до его приобретения GeoProMining так планировалось делать). И это далеко не все «прелести».

«Любые цианиды ядовиты, и их использование в обязательном порядке должно быть сопряжено с повышенными мерами безопасности, – считает Игорь Петров, генеральный директор исследовательской группы «Инфомайн». – Еще было бы целесообразно уточнить наличие в рудах Железного Кряжа мышьяка, который может находиться в ассоциации с висмутом».

Фото: Российская академия транспорта

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен, чтобы быть в курсе новостей дня.
Версия для печати
Комментарии читателей
0
comments powered by HyperComments