В мае «ФедералПресс» сообщал о нескольких победах экоактивистов: региональные власти прислушивались к народу. В июне ситуация противоположная: на неравнодушных граждан нападают с ножом, сжигают их машины. Самые громкие экоконфликты этого лета – в материале «ФедералПресс».
Приморцы попросили Путина защитить природный памятник от угольной пыли
В конце июня жители закрытого города Фокино в Приморье пожаловались президенту России Владимиру Путину на угрозу уничтожения уникального природного памятника. В местной бухте Безымянная есть особо охраняемая природная территория – «Озеро Пресное», куда приезжают тысячи туристов каждый год.
Компания «Морской Порт Коулстар» намерена построить здесь терминал по перевалке угля, пыль от которого может разрушить уникальную экосистему и весь турпоток. Еще одно письмо экоактивисты отправили прокурору Приморского края.
Обсуждение строительства ведется еще с 2019 года, проект обойдется в 57,8 млрд рублей. Пропускная способность терминала может составить максимум 35 млн тонн в год, из которых 25 млн тонн – уголь и 10 млн тонн – сырая нефть.
Архангельские экоактивисты выступили против строительства метанолового завода.
В начале июня правительство Поморья объявило о планах строительства метанолового завода в Маймаксанском округе Архангельска. Проект заинтересовал азербайджанского инвестора – предпринимателя Низами Пиниева, он обойдется в 63 млрд рублей. В первое десятилетие после ввода в эксплуатацию завода в региональный и местный бюджеты поступит свыше 15 миллиардов рублей.
Часть жителей согласились, что новое предприятие мирового уровня будет полезным для региона. Другие опасаются, что производство метанола может принести вред экологии. В обсуждении неравнодушные жители акцентировали внимание на том, что Архангельская область – лидер по заболеваемости раком и вредные химические выбросы могут только ухудшить ситуацию с онкологией.
Местная экоактивистка Лада Зазыкина рассказала, что на метаноловых производствах достаточно частослучаются взрывы. Причем это происходит не только в странах третьего мира, но и в Европе. Выбросы такого производства загрязняют и атмосферный воздух азотом, серой, аммиаком, и воду, образуются токсичные твердые промышленные отходы. Более того, любая протечка метанола может надолго отравить окружающую территорию. Для среднего человека смертельной является доза метанола в 25–100 мл.
Руководитель исследовательских программ Российского отделения GreenpeaceЕлена Васильева рассказала СМИ, что при принятии решения о строительстве подобного завода важно понять, какая технология будет использоваться. «Вопросы, связанные с водой, отходами, выбросами в атмосферу, должны быть продуманы и технологически зациклены на минимальное попадание в окружающую среду», – считает Васильева.
В Самаре подожгли автомобиль экоактивиста
В Самаре неизвестные сожгли автомобиль местного экоактивиста, который выступал против нелегальной свалки в Кировском районе. Конфликт продолжается с мая этого года.Горожане выступают против работы свалки в Кировском районе. Некоторые связывают руководителей этого объекта мусорного бизнеса с ОПГ. Экоактивисты подают жалобы в правоохранительные органы, и некоторым из неравнодушных стали поступать угрозы.
Ситуацию прокомментировал депутат Госдумы Александр Хинштейн. «Округ – не мой, но это касается всего города. Ситуация там выходит за рамки и закона, и здравого смысла; к сожалению, направленные ранее в полицию жалобы благополучно похоронены. Прокуратура, Росприроднадзор, полиция. Со своей стороны также отреагирую», –рассказал политик СМИ.
Тамбовского экоактивиста избили и ранили ножом
Ранним утром 1 июля трое мужчин избили и ранили ножом экоактивиста Романа Герасимовавозле его дома в селе Березовка под Тамбовом.
Герасимов активнее прочих выступал против строительства мусорного полигона «Центральный» с полным циклом обращения ТКО. Мощность завода по обработке и утилизации отходов составит 300 тыс. тонн в год, а мощность полигона – 240 тыс. тонн в год. Общий объем инвестиций в проект составит около 2 млрд рублей.
Избитый активист Герасимов является учредителем ООО «Технопарк», в собственности которого находятся четыре полигона размещения отходов в Тамбовской области. Также он является собственником полигона, который уже исчерпал свою проектную вместимость и подлежит закрытию. Однако Герасимов отрицает, что занимается протестной деятельностью из личного интереса.
Роман Герасимов с другими активистами уже собирался на митинг против строительства полигона в начале мая. Противники полигона записывали некое видеообращение с просьбой поддержать их борьбу с мусоропереработкой. До этого Герасимов чуть не сорвал общественные слушания, которые проводились также по поводу строительства полигона ТКО.
В Волгоградской области начали строить дорогу по сомнительному разрешению
Подрядная организация начала строительство третьего пускового комплекса мостового перехода через Волгу в Волго-Ахтубинской пойме. Экоактивисты считают, что разрешение на строительство было незаконным.
В начале года Минприроды России не согласовало проект властей Волгоградской области о вырубке дубов для строительства этой дороги. Против вырубки дубов также выступил Росприроднадзор. При этом власти сами тормозят проект и не хотят рассматривать другие варианты, которые не будут затрагивать биосферу.
23 июня Волгоградская администрация сообщила, что Минприроды разрешило строить дорогу через Волго-Ахтубинскую пойму, несмотря на вырубку части рощи. Строители говорят, что в проекте предусмотрены лесовосстановительные процедуры.
Член Общественной палаты Волгограда Михаил Соломонов заявил, что глава регионального комитета транспорта и дорожного хозяйства Роман Туренко признал, что разрешения на вырубку у них нет. Назвать человека, который подписал разрешение на проведение работ, Туренко тоже не смог. Факт того, что Минприроды и Общественная палата согласовали строительство, не подтвердился. Соломонов отметил, что активисты будут вызывать оперативные органы на место строительства.
В Минприроды отметили, что ведомство не вносило изменений в постановление о природном парке «Волго-Ахтубинская пойма». В Общественной палате также заявили, что не согласовывали существующий проект трассы по территории Волго-Ахтубинской поймы.
Фото: pxhere.com
Экологическая карта конфликтов