Самарский город Тольятти известен обывателю тем, что здесь находятся цеха «АвтоВАЗа», крупнейшего в России производителя легковых автомобилей. Но если «АвтоВАЗ» обеспечивает жителей Тольятти работой и зарплатой, то заброшенное предприятие «Фосфор» – источник постоянного беспокойства для них. Как такое возможно – разбирался «ФедералПресс».
Рухнувший лидер
До конца нынешней недели на предприятии «Алхим» в Тольятти должна завершиться ликвидация аварии, случившейся 4 июля: произошла разгерметизация цистерны, из которой вылилась серная кислота. Она разлилась на площади примерно 300 квадратных метров.
«Алхим» выпускает сульфат алюминия (применяемый для очистки воды), поэтому-то он и использует в его производстве серную кислоту. Размещается же «Алхим» на площадке завода «Фосфор», некогда гремевшего на всю страну как одно из наиболее передовых предприятий химической индустрии. Теперь он тоже известен, правда, исключительно в негативном свете – для Тольятти, где есть три крупных химических завода («КуйбышевАзот», «Тольяттиазот», «Тольяттикаучук»), он стал затянувшейся экологической проблемой.
«Фосфор», называвшийся во времена СССР «Куйбышевфосфор», был запущен в 1963 году. Он специализировался на выпуске желтого фосфора, ортофосфорной кислоты, фосфорных удобрений и синтетических моющих веществ. Его продукция отправлялась в 20 стран мира. Предприятие было настолько богатым, что имело собственный яхт-клуб.
После распада Советского Союза «Куйбышевфосфор» был приватизирован и сменил название на «Фосфор». Его владельцем стала инвестиционная компания «А-Текс». Несмотря на востребованность продукции, дела на предприятии из года в год шли все хуже и хуже, пока в 2002 году оно не было признано банкротом. В следующем году «Фосфор» перестал работать, его социальные объекты были переданы властям города.
Страшное богатство
От «Фосфора» осталось «наследие» – фосфоросодержаший шлам, загрязненный желтый фосфор, фенол, малиновый ангидрид, фосфорная кислота. В 2020 году специалистами Самарского государственного технического университета (СамГТУ) на территории «Фосфора» было выявлено 11 очагов загрязнения, на которых находится в общей сложности свыше 13 тыс. тонн вредных отходов II–IV классов опасности
Все они, по оценкам экологов, представляют большую опасность для окружающей среды, особенно фосфорный шлам и желтый фосфор, легко воспламеняющиеся на воздухе.
«Желтый фосфор – очень ядовитое вещество. Чтобы понять, насколько это опасно, достаточно сказать, что при непосредственном контакте желтого фосфора даже с растениями последние получают ожоги, – говорит Наталья Соколова, председатель правления АНО «Равноправие». – Фосфорные пары при распространении по производственным помещениям приводят к тяжелым заболеваниям рабочих, вызывая фосфорный некроз костей и потерю зубов».
Фенол, по ее словам, пользы тоже принести не может. Его токсичное действие проявляется, во-первых, на клеточном уровне, вызывая нарушение синтеза белков и барьерных функций мембран. Во-вторых, оно проявляется на организменном уровне: подавляется рост и размножение у водорослей, нарушается рефлекс равновесия, дыхания и теряется двигательная активность у рыб. И наконец, попадание фенола внутрь организма человека может привести ко внутренним кровотечениям, атрофии мышц, язвенной болезни.
Отходы «Фосфора» периодически «дают прикурить» жителям Тольятти – на нем едва ли не каждый год происходят возгорания фосфошлама, приводя к выбросам дыма и ядовитых соединений в воздух. Особенно сильное возгорание случилось в июле 2020 года – тогда 138 пожарных тушили его в течение 12 часов. Ранее в октябре 2019 года городская администрация была вынуждена ввести режим повышенной готовности, продлив его в 2020 году.
Перевозить небезопасно
Нельзя сказать, что региональные и местные власти не пытались разобраться с токсичным наследием «Фосфора». В 2009 году питерский институт «ЛенНИИгипрохим» в рамках контракта с мэрией Тольятти обследовал территорию «Фосфора», провел инвентаризацию складированных отходов и рассчитал объем затрат по их ликвидации.
«Работы по ликвидации накопленного вреда планировалось проводить с привлечением средств федерального бюджета. Однако федеральные средства на данные цели не выделялись и работы не проводились», – прокомментировали в Министерстве промышленности и торговли Самарской области.
В 2011 году мэрия Тольятти разработала программу утилизации отходов «Фосфора», которую предполагалось реализовать в 2012–2017 годах. В 2013 году Министерство природных ресурсов России включило ликвидацию отходов предприятия в проект федеральной программы «Экологическая безопасность России». В обоих случаях претворить их в жизнь не получилось.
В прошлом же году СамГТУ подписал с мэрией Тольятти контракт, в рамках которого «Фосфор» был тщательно обследован, на нем проведены инженерные изыскания и разработано технико-экономическое обоснование ликвидации мест локализации отходов. Тогда же было оценено, сколько же именно на предприятии находится отходов – вышеупомянутые более 13 тыс. тонн.
Убрать отходы будет непросто, учитывая условия их хранения, препятствующие проведению утилизационных работ.
«Сложность заключается в том, что они содержатся как в бочках, которые пересыпаны грунтом, так и в производственных емкостях непосредственно внутри зданий в межэтажных перекрытиях, – сообщила Ольга Тупицына, заведующая кафедрой «Химическая технология и промышленная экология СамГТУ (цитируется портал «Новости Тольятти»). – При этом в числе основных проблем всех участков стесненные условия и близость действующих предприятий, ветшание конструкций и сооружений (износ составляет порядка 80 %), отсутствие путей подъезда спецтехники и площадок хранения для оперативного пожаротушения, отсутствие доступной системы противопожарного водоснабжения, свободный доступ посторонних к участкам хранения отходов».
Она добавила, что утилизировать отходы лучше прямо на площадке «Фосфора»: «Перевозить эти отходы за пределы основной производственной площадки ни экономически, ни экологически небезопасно».
Денег пока нет
Проблему с отходами «Фосфора» тяжело решить из-за его банкротства, состоявшегося много лет назад, – ни предприятие, ни его бывшие собственники не обязаны их ликвидировать.
«Если идет конкурсное производство, то есть возможность обратиться с требованием о включении в реестр требований кредиторов банкрота задолженности по возмещению вреда, причиненного окружающей среде, – рассказал Евгений Жаров, управляющий партнер Zharov Group (адвокатское бюро, занимающееся экологическими спорами). – Когда же предприятие уже признано банкротом, конкурсное производство завершилось, а затем обнаружен накопленный вред окружающей среде на определенной территории, то привлечение к ответственности банкрота уже невозможно, просто некого и не из чего».
По мнению же Натальи Соколовой, для избежания возникновения подобных ситуаций необходимо внести поправки в действующее экологическое законодательство.
«Чтобы при банкротстве предприятий не образовывалось таких опасных техногенных «месторождений» отходов в черте городов, в федеральном законе «Об отходах производства и потребления» стоило бы урегулировать обязательство по обезвреживанию или утилизации данных высокоопасных отходов максимум в течение трех лет с момента их образования на производстве», – отметила Наталья Соколова.
Тем не менее существует возможность утилизировать отходы с предприятия, давно прекратившего существование и не имеющего владельцев. За счет государства.
«Накопленный вред окружающей среде на определенном объекте выявляется посредством инвентаризации и обследования территорий, на которых в прошлом осуществлялась экономическая и иная деятельность и (или) на которых расположены бесхозяйные объекты капитального строительства и объекты размещения отходов. Далее такие объекты включаются в соответствующий государственный реестр, и в определенной последовательности (в зависимости от категории и срочности) начинаются работы по ликвидации. Именно такая процедура происходит с «Фосфором», – указывает Евгений Жаров.
В Министерстве промышленности и торговли Самарской области сообщили, что ликвидацию отходов и очагов загрязнения на «Фосфоре» планируется осуществить в рамках национального проекта «Экология» с привлечением средств федерального бюджета.
«Период реализации мероприятия и объем необходимого финансирования будет определен по результатам разработки проектно-сметной документации, – прокомментировали в ведомстве. – Сроки разработки проекта и источники его финансирования в настоящее время не определены».
Фото: ФедералПресс / Полина Зиновьева