Уже через несколько месяцев водителей ожидают массовые проверки на дорогах – автолюбителей начнут тотально проверять на возможное употребление спиртного за рулем. Источники «ФедералПресс» сообщили – к концу года новый прибор, способный моментально обнаруживать пары алкоголя, поступит на вооружение ГИБДД. О его внедрении заявлял лично глава ведомства генерал Михаил Черников. О том, чем рискует обернуться новация для миллионов автомобилистов, стоит ли ее опасаться и не породит ли она множество злоупотреблений, – в материале «ФедералПресс».
Инсайдеры «ФедералПресс» сразу в двух управлениях Госавтоинспекции в Поволжье рассказали, что инспекторы начнут использовать новый прибор уже с января следующего года. Как ожидается, в самое ближайшее время с личным составом проведут подробный инструктаж. Однако у самих автомобилистов к новации возникло немало вопросов.
О каком приборе идет речь?
Наши собеседники в ГИБДД рассказали, что речь идет об экспресс-исследованиях, которые фактически предваряют так называемую «продувку» или поездку в медицинское учреждение для освидетельствования. По заявлению главы ГИБДД России Михаила Черникова, нововведение позволит «моментально индексировать водителей с признаками опьянения и не тратить время на оформление процедуры медосвидетельствования».
В том случае, если у инспекторов ДПС появятся сомнения в трезвости автомобилиста, они смогут предложить ему ускоренный способ тестирования. Как стало известно «ФедералПресс», в новый прибор придется дуть, однако мундштука, как у классических алкотестеров, в устройстве не будет. Таким образом, по выдыхаемому воздуху в специальный прибор можно будет выявлять, есть там пары алкоголя или нет.
«Если у водителя не выявят признаков опьянения, он сможет спокойно продолжить движение, не погружаясь в систему медицинского освидетельствования, потому что это продолжительный процесс», – указывал ранее Черников.
Как работает устройство?
По словам главы ГИБДД, подобная экспресс-проверка – всего лишь средство индикации, однако собранные экспресс-показания будут считаться основанием для проведения медицинского освидетельствования.
На сегодняшний день у инспекторов существует список из пяти пунктов, которые дают основания полагать, что водитель пребывает в состоянии опьянения. В их числезапах алкоголя изо рта, несвязная речь, неустойчивость позы, резкое изменение окраски кожных покровов лица, а также поведение, не соответствующее обстановке.
Можно ли отказаться от проверки?
Президент Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин в беседе с «ФедералПресс» порекомендовал водителям «не дуть в этот прибор».
«Я вообще не понимаю, что это за проверка такая. Это предварительное освидетельствование? Если да, тогда оно должно быть оформлено надлежащим образом – нельзя просто так остановить водителя и заставить его куда-то дуть. Процедура прохождения освидетельствования у нас существует и законодательно закреплена», – напомнил Травин.
По его словам, если у инспектора возникли подозрения в трезвости водителя, то он предложит ему пройти необходимую процедуру – подышать в алкотестер. Одновременно с этим предусматривается составление протокола об отстранении от управления транспортным средством. Процедура должна либо фиксироваться на видео, либо проходить в присутствии двух понятых – инспекторы чаще всего предпочитают второй вариант.
Не стоит забывать, что автовладелец вправе отказаться «дышать в трубочку», попросив проехать на освидетельствование в больницу. Аналогичного водитель вправе потребовать, если прибор показал наличие паров алкоголя.
По оценкам Травина, новый экспресс-анализ – это фактически процедура медосвидетельствования без соответствующего юридического сопровождения: «Мы наблюдаем возврат в 80-е годы, когда существовала так называемая трубка Мохова – Шинкаренко – если она меняла цвет, это означало, что обнаружены пары алкоголя. Сейчас, похоже, появится трубка Черникова», – отметил собеседник издания.
Какие возможны злоупотребления?
Вопрос не в оборудовании самом по себе, а в том, под чьим оно находится контролем, пояснил «ФедералПресс» адвокат Григорий Сарбаев.
«Все мы прекрасно понимаем, что альтернатива знаменитому “а ну дыхни!” в форме электронного устройства может быть использована в том же формате, что и нос сотрудника – для последующего личного обогащения. То есть необходим не просто прибор, но и контроль за его использованием», – указал эксперт.
Председатель Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин в разговоре с «ФедералПресс» предположил, что многие россияне начнут отказываться от прохождения такой проверки: «Но тут надо быть внимательным: если вы не хотите никуда дышать, а настаиваете на проведении освидетельствования в условиях больницы, то просто скажите об этом инспектору. Не надо закреплять свой отказ в письменной форме».
По его словам, это чревато тем, что недобросовестные инспекторы могут подсунуть водителю бумагу, в которой говорится об отказе от прохождения медицинского освидетельствования вообще, а автомобилист, не прочитав, ее подпишет. Увы, подобные случаи в практике неоднократно бывали, признает Похмелкин. В таком случае водителю, согласно законодательству, грозит лишение водительских прав. Оспорить это решение будет крайне сложно.
Виктор Травин в свою очередь не исключил, что нерадивые сотрудники ДПС могут использовать такую «проверку до проверки» как средство для «развода» автомобилистов. Если новый прибор вдруг покажет опьянение, то инспектор предложит подуть и в «настоящий» алкотестер, при этом, возможно, предупредив, что его показания уже «не вырубишь топором».
«Либо “провинившемуся” бедолаге за рулем просто предложат “договориться” на месте и не переходить на следующий этап проверки», – предположил эксперт.
Для чего потребовалось нововведение?
Ранее ГИБДД России подготовила проект новой редакции постановления правительства №475 с правилами освидетельствования водителей на состояние опьянения. Согласно пояснительной записке к документу, применение указанных средств «позволит минимизировать субъективный подход сотрудников полиции в оценке состояния водителей».
По оценкам Госавтоинспекции, это будет способствовать соблюдению прав и законных интересов участников дорожного движения и снижению при этом числа конфликтных ситуаций, а также исключит необоснованные процедуры освидетельствования.
«Если данный прибор будет нарушать установленную законом процедуру освидетельствования, то его использовать, конечно, нельзя», – пояснил «ФедералПресс» вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин.
Фото:Aleksander Polyakov / Globallookpress.com,Christian Prandl / Imagebroker / Globallookpress.com,Konstantin Kokoshkin / Globallookpress.com