Top.Mail.Ru
Экология
Волгоградская область
0

Сражение за пойму: кому мешает уникальный парк под Волгоградом

Дорожное строительство
Строительство автомобильной дороги нанесет непоправимый урон заповедному оазису

Над природным парком «Волго-Ахтубинская пойма» нависла угроза уничтожения – здесь прокладывается широкая магистраль. Экологи считают, что ее проект надо изменить, чтобы избежать вырубки заповедных лесов и исчезновения редких растений и животных, чиновники – что вред от дороги будет минимальным. Кто прав, кто не прав в их споре, разбирался «ФедералПресс».

В Волгоградской области разгорается громкий скандал, связанный с природным парком «Волго-Ахтубинская пойма». Здесь ведется строительство автомобильной дороги между городом Краснослободском и поселком Средняя Ахтуба. Новая магистраль призвана разгрузить существующую от тяжелых грузовиков, направляющихся в сторону Астрахани и границы с Казахстаном. Этот 14-километровый участок трассы – последний в дорожно-мостовом коридоре между Волгоградом, Краснослободском и Средней Ахтубой

Против прокладки дороги выступают экологи и общественники, считающие, что она нанесет непоправимый ущерб природе Волго-Ахтубинской поймы. На днях они поставили палатки в природном парке (там, где это допускается его режимом) и намеревались мирно выразить свой протест. Но у них ничего не вышло – к их лагерю прибыли представители Комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области и сотрудники полиции, изъяли палатки и составили протоколы о нарушении режима в природном парке.

Поэтому 17 августа председатель Совета по правам человека Валерий Фадеев направил генеральному прокурору России Игорю Краснову обращение, попросив в нем проверить законность действий чиновников.

Уникальный оазис

Волго-Ахтубинская пойма представляет собой участок суши длиной около 450 километров и шириной 5–10 километров, расположенный сразу в трех регионах России – Волгоградской и Астраханской областях и Калмыкии. Благодаря расположению между Волгой и Ахтубой здесь много воды и более мягкий климат, чем в соседних степях.

Это сформировало свой, особый, состав фауны и флоры. Здесь обитают животные, занесенные в Красную книгу. Тут имеются последние из оставшихся в нашей стране естественные нерестилища осетровых пород рыб. Весной и осенью Волго-Ахтубинская пойма является «перевалочным пунктом» для множества птиц, летящих к местам зимовок и обратно по крупнейшему в Европе пролётному пути.

Проектов дороги возле поймы было несколько, все они имели свои недостатки. В итоге реализуется проект, разработанный питерским институтом «Стройпроект», предусматривающий прокладку 14-километровой трассы с четырьмя полосами движения. И именно он вызывает яростные протесты экологов.

Срубить дубы, разогнать птиц

«Основная претензия – что речь идет об абсолютно новой дороге, которая частично пройдет по особо охраняемой природной территории. И для строительства магистрали придется уничтожить порядка восьми тысяч дубов», – обосновывает протест эксперт Greenpeace Россия Михаил Крейндлин.

По словам Натальи Соколовой, председателя правления АНО «Равноправие», негативное влияние на природу будет носить масштабный характер.

«Уже при строительных работах наносится определенный вред окружающей среде – из-за скопления дорожно-строительной техники и выбросов выхлопных газов. Также происходит нарушение почвенного покрова и вырубка деревьев при подъезде к строительству. В процессе дорожных работ в окружающую среду могут попасть этилированный бензин, метиловый спирт, бензол, дегти, лакокрасочные разбавители и др.», – перечислила она.

Также при эксплуатации дороги разделяются естественные ареалы обитания животных и птиц, изменяется рельеф. Дорога становится источником загрязнения техническими жидкостями, элементами изношенных шин и дорожного покрытия, которые превращаются в загрязнители почвы, подземных вод и воздуха.

В Комитете природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области точку зрения экологов не разделяют: чиновники заявляют, что дорога пройдет в буферной зоне (а не природохранной), то есть там окружающая среда уже сильно изменена из-за деятельности людей.

В Волгограде можно, под Волгоградом нельзя

Экологи с таким мнением не согласны и говорят о катастрофических последствиях для Волго-Ахтубинской поймы, не ограничивающихся сведением под корень дубов.

«В результате строительства автодороги будет коренным образом изменен гидрологический режим – будут перекрыты все водотоки, и поверхностные, и подземные, из-за чего неминуема гибель Волжской дубравы. Будут разорены гнездовья краснокнижных птиц – сизоворонки и орлана-белохвоста, хотя действующее законодательство запрещает их даже тревожить», – указывает Михаил Крейндлин.

Попробовать решить проблему с дорогой можно кардинальным образом изменив ее проект. Один из вариантов – построить мост через Волгу севернее Волгограда. Но дело заключается в том, что уже существует так называемый танцующий мост через Волгу и мост через Ахтубу, и их теперь надо соединить автомобильной трассой через Волго-Ахтубинскую пойму.

Другой вариант – прокладка магистрали вдоль действующей дороги между Средней Ахтубой и Краснослободском. Ее ширина не превышает 30 метров. Новая же дорога будет гораздо шире – до 100 метров, и для нее давно выделен специальный «коридор» в зоне интенсивного землепользования, против которого никто не возражает, кроме жителей поселка Госпитомник, опасающихся шума и выбросов от автомобилей.

«Однако там можно построить эстакаду или туннель, и никаких неудобств местное население испытывать не будет. Так делают и в Москве, и в Волгограде, вот только почему-то в Госпитомнике аналогичным образом поступить нельзя», – констатировал Михаил Крейндлин.

Взыскать ущерб неизвестно с кого

Какая будет реакция на обращение главы Совета по правам человека в Генеральную прокуратуру, пока неясно. Возможно, будет проведена проверка по поводу ликвидации палаточного лагеря экоактивистов в Волго-Ахтубинской пойме.

Непонятно, кто именно будет отвечать за ущерб, который нанесет прокладка автомобильной дороги природе – чиновники, выдававшие разрешения, или же ведущая строительство компания.

«Если в процессе строительства объекту причиняется вред, то по общему правилу отвечает непосредственно причинитель вреда (действует принцип polluter pays). Такой же позиции следует и российское законодательство: юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде, возмещают его в полном объеме, – сообщил Евгений Жаров, управляющий партнер адвокатского бюро по экологическим спорам Zharov Group. – Однако на практике возникают случаи, когда ответственность несут и другие лица. В каждом конкретном случае суд исследует обстоятельства дела и определяет виновника причинения вреда».

Иными словами, все будет зависеть от того, будет ли кто-то подавать иск против чиновников или строителей, и подхода суда к обстоятельствам дела. Но пока иска никто не подает и прокладка дороги в Волго-Ахтубинской пойме идет в обычном режиме.

Фото: ФедералПресс / Полина Зиновьева

Сюжет по этой теме
8 июля 2021, 10:25

Экологическая карта конфликтов

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.