Общество
  1. Общество
Общество
Москва
0

Кто спаивает Россию: крупнейшие алкогольные сети страны и их владельцы

красное и белое
Из-за введения социальной дистанции очередь за алкоголем иногда заканчивается на улице

С 2018 года алкомаркеты входят в топ-10 крупнейших розничных сетей России, наши соотечественники покупают 12,3 млрд литров алкоголя за год. Большая часть прибыли от продажи алкоголя течет в карманы нескольких миллиардеров. Кто контролирует российские алкогольные сети – в материале «ФедералПресс».

«Красное&Белое»

Сеть основана в 2006 году челябинским бизнесменом Сергеем Студенниковым, чье состояние сегодня оценивается в 1,8 млрд долларов. На 1 сентября 2021 года в сети насчитывалось 9793 магазина в 61 регионе страны. Компания старается удерживать низкие цены, часто давит на поставщиков и арендодателей, выбивая себе лучшие условия. «КБ» открывает в среднем около тысячи магазинов в год.

Наибольшее количество магазинов «Красное&белое» сосредоточено в Московской (575), Свердловской (552) и Челябинской (547) областях. Это магазины так называемой шаговой доступности, и там потребитель видит не только алкоголь, но иопределенный набор продуктов. Цены на некоторые позиции даже ниже, чем в обычных сетевых магазинах.

Такие цены – некий маркетинговый ход, чтобы компания могла рекламировать с помощью листовок именно продукты – ведь реклама алкоголя в России запрещена. Компания закупает всю продукцию огромными оптовыми партиями. Добавим к этому жесткие условия для поставщиков и получим одни из самых низких цен на рынке.

В ближайшем будущем компания проведет IPO – первичное размещение акций на бирже, что сделает Студенникова еще богаче. Компанию могут оценить в 20 млрд долларов. Подробнее о «Красном&Белом» и о том, почему сеть массово закрывает свои бизнесы в родной Челябинской области, мы писали в этом материале.

В начале 2019 года владельцы крупного продовольственного ретейлера «Дикси», сетей алкомаркетов «Бристоль» и «Красное&Белое»объявили о слиянии компаний в единый бизнес. В объединенном бизнесе Сергей Студенников получил 49 %, собственники «Дикси» и «Бристоля» Игорь Кесаев и Сергей Кациев – 51 %. Этому событию предшествовали обыски в сети «КБ» и миллиардные претензии налоговиков

По оценкам маркетингового агентства INFOLine, сеть показала рост выручки на 26,4 %, до 491 млрд руб. за последний год и теперь занимает уже почти половину специализированного рынка отечественной виноторговли.

«Бристоль» и «Дикси»

Возникла в 1992 году в Нижнем Новгороде как предприятие оптовой торговли табаком. В 2002 году бизнесмены Игорь Кесаев и Сергей Кациев выкупили «Бристоль» по инициативе его прежних владельцев. На тот момент компания контролировала 60 % нижегородского табачного рынка.

Сейчас сеть принадлежит ГК «Меркурий», в которую входят дистрибьюторская группа «Мегаполис» и розничная DIXY Group (сети «Дикси», «Виктория», «Квартал», «Минимарт»). Состояние Игоря Кесаева– 4 млрд долларов, Сергея Кациева – 1,7 млрд долларов, оба входят в рейтинг «200 богатейших бизнесменов России 2021» по версии Forbes.

В сети «Бристоль» более 2500 магазинов в 30 регионах России. Больше всего магазинов в Нижегородской области– 466, затем Московская область – 210 магазинов и Татарстан – 175.

У «Дикси» 2333 магазина в 36 регионах. Лидеры по числу магазинов Москва (506) и область (833), а также Санкт-Петербург (303).

fdc568e83887c344656b36e6d781e5ac.jpg

«ВинЛаб»

Сеть супермаркетов образована в 2012 году. Входит в структуру BELUGA GROUP – крупнейшей алкогольной компании в России, выпускающей напитки на семи заводах. Компания образована в Приморье. Их первый актив – «Уссурийский бальзам», крупнейший приморский производитель алкоголя. Сейчас BELUGA GROUP владеет визитными карточками приморского алкоголя в нулевых – настойками «Капитанский ром» и «Панты на меду».

Сетьбыла основана во Владивостоке, но сейчас уже стала федеральной. Сама компания отмечает широкое предложение напитков во всех популярных категориях как главную черту – в ассортименте более 5 тыс. наименований.

Бизнес принадлежит приморскому миллиардеру Александру Мечетину. Его состояние давно не оценивалось, последние данные датируются 2011 годом – 5,7 млрд рублей. В 2018 году бизнесмен отдал за гражданство Мальты не менее 900 тыс. евро.

Сегодня под брендом «ВинЛаб» открыты более 800 магазинов в 11 регионах России. Выручка ключевой компании за 2020 год, по данным Seldon.Basis, составила 3,4 млрд рублей.

По оценкам агентства INFOLine, ритейлер демонстрирует наиболее высокие темпы роста. По данным самого магазина, у него около 600 точек продаж по всей стране, включая Москву, Санкт-Петербург и Нижний Новгород.

«Дилан»

Конкуренцию «ВинЛабу» на Дальнем Востоке пытается составить сеть «Дилан». Но число ее магазинов гораздо меньше – 109, и расположены они в основном на Дальнем Востоке. Большинство точек находятся в Приморском крае, остальные – в Хабаровском крае и Еврейской автономной области. Компания была первой в Дальневосточном регионе, которая стала развивать именно формат алкомаркетов.

Алкомаркеты сети ориентированы на покупателя со средним достатком, но при этом предлагают ассортимент для покупателей с любым уровнем дохода.
В группу компаний «Дилан» входят сама розничная сеть, логистический комплекс и дистрибьюторская компания. Это снижает затраты на все, что не касается продажи, а значит сеть может устанавливать более низкие цены.

«Дилан», по сути, семейный бизнес. Группа в равных долях принадлежит братьям Агиту и Рашиду Шамоянам. Генеральным директором нескольких компаний группы числится Асад Шамои.

«Мавт» – «Магнум»

Сеть крупных магазинов с премиальным алкоголем. «Магнум» стремится предоставлять качественный сервис, персонал тщательно обучают в винной школе «Мавт»: сотрудники должны уметь проконсультировать покупателей.

С 1991 года сеть открыла 69 магазинов в 11 городах Свердловской, Курганской, Челябинской и Тюменской областей. С 2010 по 2017 годы число магазинов постоянно росло и падало, оставаясь на уровне 34 точек. В последние четыре года сеть растет.

В 2018 году екатеринбургский предприниматель Илья Борзенков продал принадлежавшую ему сеть алкомаркетов «Магнум» основателю челябинской компании «МАВТ-винотека» Вячеславу Сафронову. С тех пор в Свердловской области сеть носит название «Магнум-Винотека».

«Ароматный мир»

Московская сеть принадлежит ТД «Арома». Им владеют Игорь Балакирев (50 %), Валерий Задорин (37,5 %) и Павел Задорин (12,5 %), указывает «СПАРК-Интерфакс». В 2020 году выручка составила 8,2 млрд рублей. Компания поставляет свою продукцию международным, федеральным и локальным сетям супермаркетов.

Поначалу компания занималась только импортным алкоголем и его реализацией. В конце 2007 года «Арома» купила Коньячный Дом «A. de Fussigny» во французском городе Коньяк – одно из старейших производств коньяка. Так наряду с импортом «Арома» начала и производство собственного алкоголя.

В сети 640 магазинов, из которых большинство в Москве и Московской области (292), а также в Санкт-Петербурге и Ленинградской области (231).

«РосАл»

Сеть алкогольных супермаркетов, распространенная в Санкт-Петербурге и Ленинградской области. Компания позиционирует себя как магазины «у дома», заявляет о низких ценах. У компании 134 магазина, на рынке она 6 лет.

До 2017 года магазины работали круглосуточно, реализуя алкоголь ночью на правах бара. На кассе покупателям просто открывали бутылку. Сейчас круглосуточная работа остановилась.

«Горилка»

Сеть алкогольных магазинов основана самарским бизнесменом Олегом Дергилевым в 2005 году и входит в его холдинг «Горилка». В 2013 году его убили: преступники шантажировали Дергилева, чтобы тот продал им алкогольный бизнес.

После смерти Дергилева почти всем бизнесом владела его супруга Анна. В 2017 году вдова вышла из бизнеса, оставив управление семье предпринимателя Александра Кравчука. В холдинге более 30 юрлиц, более 90 % каждого из которых принадлежит супруге Кравчука.

Сейчас в сети 440 магазинов, из которых 70 открыты по франшизе. Точки есть в Самарской, Саратовской и Оренбургской областях.

«Лион»

Пермская сеть, основана в 2000 году бизнесменом Сергеем Трубиным. Под брендом сети работают 350 магазинов в Пермском крае, Удмуртии и Свердловской области. Основу бизнеса составляют оптовые продажи. В группе компаний находится сеть супермаркетов «Берег».

Сам владелец сети рассказывает о своем консервативном подходе к бизнесу. Компания не влезает в большие долги и тщательно подбирает новые торговые точки и поставщиков. Это не позволяет активно расширять географию и объемы продаж.

«Экстрасиб»

Новосибирская сеть «Маркет» работает с 2002 года и контролируется местным ТД «Экстрасиб». Выручка за 2020 год составила 1,3 млрд рублей. Компанией в равных долях владеют Григорий Брюханов и Игорь Наймушин.

Сеть насчитывает более 700 магазинов, которые расположены по большей части в Новосибирске.

416ccea666b58606c0a685574f20e96e.jpg

Продажа алкогольной продукции в большинстве регионов запрещена с 11 часов вечера до 8 утра по местному времени. После 23 часов спиртное можно продавать в заведениях общественного питания, имеющих специально оборудованные помещения для посетителей, и в зоне беспошлинной торговли при аэропортах и пограничных пунктах. Соответственно, круглосуточно алкоголь можно продавать, если вам его сразу же предлагают выпить – открывают крышку заводской бутылки или наливают в тару магазина разливное пиво. Некоторые алкогольные магазины указывают режим работы с 8 до 23, а с 23:01 до 7:59 работает кафе с таким же названием.

Отдельно отметим, что алкомаркеты – не сговариваясь – удерживают низкие цены на самое дешевое пиво российского производства. Его цена практически не меняется от региона к региону. На основании этого мы сделали так называемый индекс банки пива, который показывает, в каких регионах и сколько алкоголя можно купить на среднюю зарплату. Результаты предсказуемы – москвичи могут себе позволить самое большое количестводешевого алкоголя в стране.

5610188e5994671286dcadc80b894d37.jpg

Для составления индекса мы выбрали марку самого дешевого пива в России. Корреспонденты «ФедералПресс» из разных регионов страны обошли алкогольные магазины и нашли самую низкую цену в столице региона за пол-литра этого напитка. После этого мы рассчитали, сколько литров самого дешевого пива можно купить на среднюю зарплату в регионе.

Фото: ФедералПресс / Полина Зиновьева, Елена Майорова

Подписывайтесь на ФедералПресс в Яндекс.Новости, Google News, а также следите за самыми интересными новостями в Яндекс.Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс». Также присоединяйтесь к нам в соцсетях: мы есть в Telegram, Facebook, Instagram, ВКонтакте, Одноклассниках и Twitter.

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен, чтобы быть в курсе новостей дня.
Версия для печати
Комментарии читателей
0
comments powered by HyperComments