Top.Mail.Ru
Экономика
Санкт-Петербург
0

Газовый хаб: в России появится единая структура по развитию рынка газомоторного топлива

Газовая заправка
Газовым заправкам в России покажут единый путь развития

Минэнерго РФ создает единый центр координации развития инфраструктуры газомоторного топлива. Участники отрасли надеются, что новая структура сможет стать площадкой для обсуждения властями и бизнесом назревших проблем отрасли. Подробности – в материале «ФедералПресс».

О создании новой структуры заявил в своем выступлении на Петербургском международном газовом форуме глава Минэнерго Николай Шульгинов. Он не уточнил, каким будет функционал центра, в министерстве на момент сдачи заметки на запрос также не ответили.

Стартовая площадка

Как рассказали «ФедералПресс» несколько источников на рынке, до сих пор специальной структуры, которая бы предметно занималась проблемами рынка газомоторного топлива, в Минэнерго попросту не существовало и с ее созданием они связывают определенные надежды.

«Понятно, что в отрасли-то как раз все компетенции есть, но сейчас эксперты могут общаться с чиновниками только в частном порядке. Для бизнеса и власти общей площадки по-прежнему не существует. И это мешает нормально работать всем, в том числе властям. Если создаваемый центр компетенций сможет взять на себя функционал площадки для диалога и центра выработки общих решений, то от этой идеи будет толк. Но для этого работу должен возглавить подготовленный и опытный специалист», – рассказал «ФедералПресс» исполнительный директор Союза предприятий газомоторной отрасли Артем Данилов.

Одна из главных проблем, стоящих перед отраслью – наличие трехступенчатой системы регистрации установленного на транспортное средство газобаллонного оборудования. Она закреплена в тексте Технического регламента Таможенного союза и предполагает, что сначала установщик подписывает документ, что переоборудование произведено качественно и по закону. Затем его работу проверяет испытательная лаборатория. Потом – пункт техосмотра. Последней в списке контролирующих инстанций идет технадзор ГИБДД.

«Происходит распыление ответственности, а по факту никто ни за что не отвечает. Нужен единый центр контроля. Во всех странах, где применяется ТРТС, найден способ решения этой проблемы, а мы продолжаем гнать людей по чрезвычайно трудозатратной, энергозатратной, а, главное, бессмысленной процедуре», – говорит представитель одной из компаний отрасли.

Кстати, по его словам, пример удачного взаимодействия власти и бизнеса уже есть – удалось решить проблему нехватки аккредитованных испытательных лабораторий («ФедералПресс» писал об этом).

Суть предложенного решения состоит в том, что был узаконен дистанционный формат работы аккредитационных испытательных лабораторий (АИЛ) при условии фото- и видеофиксации произведенного переоборудования. По расчетам ведомств, в этом случае пропускная способность системы АИЛ возрастает до 2 тыс. транспортных средств в день, и относительно небольшое количество АИЛ (сейчас на всю страну их насчитывается всего 25 штук) закрывает потребности страны в переводе техники на ГМТ.

«В целом можно сказать, что проблема с организацией работы АИЛ если не решена, то решается», – говорит представитель отрасли.

Быстрорасширяющийся газ

Рынок газомоторного топлива – один из самых быстрорастущих в стране. Так, отмечает генеральный директор ООО «Газпром газомоторное топливо» Тимур Соин, за последние пять лет он вырос в два раза по основным показателям. В 2020 году впервые был превышен установленный в СССР уровень потребления ГМТ в 1 млрд кубометров в год. По итогам этого года планируется выйти на 1,3 млрд, а к 2024 году – 2,72 млрд кубометров в год.

Правительство активно поддерживает переход на метан. Дело не только в экономии, хотя метан значительно дешевле (средняя цена газа в пересчете на бензин составляет около 20 рублей за литр). По экспертным оценкам, за пять лет использования метана выбросы загрязняющих веществ в атмосферу на территории России сократились почти на 120 тыс. тонн, снижение парниковых газов составило почти 7,3 млн т углеродного эквивалента, приводит статистику Тимур Соин.

Среди мер поддержки – субсидирование перевода транспортных средств под ГМТ и программа поддержки строительства газозаправочной инфраструктуры. Сейчас она действует в 28 регионах, в Минэнерго рассматривают вопрос об ее расширении («ФедералПресс» писал об этом). В то же время, по словам Николая Шульгинова, сегодня наблюдается отставание от графика строительства АГНКС – до конца года могут быть не введены в строй 25-30 уже запланированных станций.

Отчасти это связано с резким подорожанием стройматериалов в течение 2021 года, объясняют эксперты. Впрочем, вряд ли это единственная причина. «Мы также находимся в рыночных условиях и испытываем влияние изменения стоимости материалов, но мы выполним взятые на себя обязательства – заверяет Тимур Соин.

Фото: «Газпром газомоторное топливо»

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями СЗФО в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.