Утром 10 октября легкий самолет L-410 совершил жесткую посадку в Татарстане. На борту находились 22 человека – пилоты, инструкторы по парашютному спорту и сами парашютисты. Для некоторых из них это должен был быть первый прыжок. В авиакатастрофе погибли 16 человек. «ФедералПресс» собрал все, что известно о трагедии к этому часу.
Что произошло?
О том, что в Татарстане произошло крушение самолета, стало известно около 10 часов утра. Тогда же спасательные службы проверили сообщения очевидцев о крушении и установили, что двухмоторный самолет принадлежал местному аэроклубу, а на борту было 22 человека. По сообщениям СМИ, летательный аппарат пропал с радаров и перестал выходить на связь.
Позже в МЧС установили, что самолет рухнул в 9:11 по московскому времени. Местные жители увидели дым и вызвали спасателей. В операции участвовали более 50 сотрудников МЧС и 17 единиц техники.
«Борт вылетел из Мензелинска в 9 утра и почти сразу связь с ним была потеряна. Сейчас на место происшествия выехали следователи и криминалисты Центрального следственного управления на транспорте СК РФ. Совместно с представителями Приволжской транспортной прокуратуры устанавливаются все обстоятельств и причины происшествия», – рассказал журналистам старший помощник руководителя Центрального МСУТ СК России Дмитрий Захаров.
Сначала сообщалось о 19 погибших, позже данные уточнили и их число сократилось до 16. Шестерых из них госпитализировали с различными травмами.
По словам руководителя пресс-службы президента республики Лилии Галимовой, один из пациентов был в крайне тяжелом состоянии, других же предлагалось перевезти в профильные больницы.
«В результате падения легкомоторного самолета пострадавшие доставлены в Мензелинскую ЦРБ. Решается вопрос о транспортировке пациентов в БСМП Челнов и РКБ силами санитарной авиации минздрава РТ», – сообщила она через сайт главы региона.
Президент Татарстана, прибывший на место трагедии, выразил свои соболезнования родственникам погибших и пострадавших.
«К сожалению, среди погибших много гостей из соседних республик. Есть и жертвы среди жителей республики Татарстан. Уже создан штаб для взаимодействия с премьер-министром. Родственникам пострадавших будет оказана материальная помощь, также мы готовы помочь семьям с транспортировкой тел домой. Хочу принести самые глубокие соболезнования и извинения близким и родным пассажиров», – сказал президент РТ. Позже стало известно, что республика выплатит по 1 млн рублей семьям всех погибших в катастрофе, а 11 октября в республике объявили днем траура.
По свидетельствам выживших пассажиров, в момент падения на борту находились девять жителей Татарстана (все они погибли), шесть человек из Уфы (двое выжили, погибли четверо), один житель Йошкар-Олы (жив), один человек из Ульяновска (жив), трое из Удмуртии (один человек жив, двое погибли), житель Кировской области (выжил) и один житель Челябинска (погиб).
Спустя несколько часов после катастрофы Telegram-каналы опубликовали списки погибших и выживших парашютистов. Оба пилота погибли.
На борту находились:
- Дмитрий Дербышев, 30 лет (госпитализирован)
- Владимир Зеленин, 38 лет (госпитализирован)
- Вячеслав Пискунов, 50 лет (госпитализирован)
- Денис Яковлев, 41 год (госпитализирован)
- Вадим Фахрутдинов, 37 лет (госпитализирован)
- Александр Ерёмин, 47 лет (госпитализирован)
- Динар Давлетгареев, 44 года (погиб)
- Ольга Минибаева, 26 лет (погибла)
- Андрей Тимофеев, 39 лет (погиб)
- Равиль Шарафутдинов, 45 лет (погиб)
- Павел Музыченко, 42 года (погиб)
- Виктория Соловьева, 45 лет (погибла)
- Ксения Самигуллина, 19 лет (погибла)
- Ильнар Гайфуллин, 30 лет (погиб)
- Константин Цывинский, 18 лет (погиб)
- Олег Кублицкий, инструктор, 36 лет (погиб)
- Денис Прохоров, инструктор, 49 лет (погиб)
- Сергей Кузенко, инструктор, 49 лет (погиб)
- Игорь Алексеев, инструктор, 52 года (погиб)
- Дмитрий Филинов, видеооператор, 47 лет (погиб)
Экипаж: командир воздушного судна Михаил Беляев, 60 лет (погиб) и пилот Александр Зыков, 61 год (погиб).
Один из погибших парашютистов – Павел Музыченко – оказалс директором конгресс-бюро Башкортостана.
К этому часу уже улучшилось состояние двоих пострадавших – их перевели из реанимации в травматологическое отделение. Одного пациента врачи собираются отправить в республиканскую больницу бортом санавиации. Три человека продолжают оставаться в реанимации в стабильно тяжелом состоянии. Шестой пострадавший был прооперирован казанскими хирургами и сейчас находится на ИВЛ.
С родственниками погибших работают психологи и медики – одного из них госпитализировали прямо с места аварии, из-за чего в СМИ появилась ошибочная информация о седьмом выжившем.
Птица, неисправность или перегруз?
По словам Рустама Минниханова, перед падением пилоты самолета сообщали об отказе левого двигателя. После удара об землю судно врезалось в забор на складе бревен, зацепило крылом стоявшую там же ГАЗель, а затем разломилось пополам и загорелось.
Заслуженный пилот России Юрий Сытник считает, что причиной аварии могла стать и ошибка пилотов.
«Самолет попал во второй режим – это неуправляемое снижение самолета. Он потерял скорость, в этом случае все происходит наоборот. Поэтому нос был задран на больших углах атаки, а выйти из этого режима не хватало высоты», – рассказывает летчик в интервью телеканалу «360».
Очевидцы аварии рассказали журналистам, что самолет летел над лесом очень низко. Его нос был задран вверх, а хвост опущен. Во время разворота борт еще больше потерял высоту, и в итоге рухнул. Однако другие эксперты продолжают настаивать на версии об отказе техники. Третьи же считают, что в двигатель судна попала птица – пока это основная версия произошедшего. Есть и мнение, что самолет просто был перегружен – грузоподъемность таких бортов не превышает 1800 кг, или 19 человек. А 22 взрослых парашютиста в экипировке едва ли весили меньше 2500 кг.
«Данный тип самолёта вполне может лететь на одном двигателе, для него это международная норма. Загрузка, видимо, была близка к максимальной. Но и в таком случае при отказе одного двигателя он должен был спокойно вернуться на аэродром – это не влечет за собой немедленной посадки. Возможно, отказал второй двигатель, из-за чего командир не успел найти нормальную площадку для посадки, поэтому зацепил ГАЗель и произошло опрокидывание», – рассказал журналистам «ФедералПресс» пилот частной авиации, пожелавший остаться анонимным.
Военный СК региона уже возбудил уголовное дело по статье «Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта». А ДОСААФ, которому принадлежал 34-летний чехословацкий самолет, приостановил полеты аналогичных бортов до конца расследования. С Мензелинским аэроклубом также приостановил сотрудничество Центр подготовки космонавтов. По словам родственников одного из погибших пилотов, проблемы с самолетами были и раньше – у них отказывали двигатели, но аэроклуб не предпринимал никаких действий, несмотря на жалобы летчиков.
Совсем недавно, в июне 2021 года, такой же L-410 потерпел крушение в Журавлево Кемеровской области – тогда причиной крушения стал отказ двигателей. На борту тоже были парашютисты, пятеро из которых погибли. Еще 14 человек получили различные травмы.
Из-за перегруза также потерпел крушение борт L-410 в 1993 году в Якутии – погибли все 22 пассажира и двое членов экипажа. В 1995 году такой же самолет рухнул сразу после взлета в красноярском аэропорту. Причина – перегруженность и отказ правого двигателя. Также в разные года L-410 падали из-за нарушения схемы захода на посадку, оторвавшихся флюзеляжей, ломающихся при посадке шасси и отказа двигателей. Почти все эти крушения кончались человеческими жертвами.
Фото: пресс-служба Центрального МСУТ СК России по ПФО, telegram-канал «Еду в Татарстан», wikipedia.org