На этой неделе мир ждет череды решений центробанков относительно учетных ставок. Первым, 15 декабря, пройдет заседание Федеральной резервной системы США. На следующий день состоится встреча управляющий Европейского центробанка, а 17 декабря решение о ключевой ставке должен принять Банк России. «ФедералПресс» опросил аналитиков, чтобы выяснить, каких решений они ждут и каковы будут их последствия для курсов валют и экономической ситуации в целом.
Досчитай до ста
Больше всего ожиданий у российских аналитиков связано с предстоящим заседанием ЦБ РФ. Судя по публикуемым в последнее время консенсус-прогнозам, рынок ждет максимально решительных действий с его стороны – ставка может быть повышена сразу на 100 базисных пунктов (б.п.), с текущих 7,5 % до 8,5 %.
Такой прогноз, например, дает в своем комментарии старший стратег по долговому рынку SberCIB Investment Research Игорь Рапохин.
«Несмотря на то, что рост ставок в экономике, начавшийся в марте этого года, уже приносит свои плоды – рост потребительского кредитования замедляется, а граждане стали наращивать сбережения на депозитах, риски раскручивания инфляционной спирали из-за повышенных инфляционных ожиданий населения и бизнеса все еще остаются. В ноябре ежемесячная инфляция не показала признаков устойчивого замедления. С января по ноябрь цены выросли на 7,5 %, и мы ждем, что по итогам года инфляция превысит 8 %, что станет максимумом с 2015 года. Инфляционные ожидания населения в ноябре тоже существенно не снизились – 13,5 % против 13,6 % в октябре. Поэтому, чтобы не допустить роста инфляционных ожиданий и цен в будущем, регулятору придется, скорее всего, действовать очень решительно уже сейчас», – пишет аналитик.
По итогам ноября накопленная годовая инфляция достигла 8,4 %. Как заявил вчера глава Минфина РФ Антон Силуанов, к концу года она может несколько снизиться и составить около 8 % при прогнозе 7,4–7,9 %.
С Рапохиным согласен Александр Разуваев, член Гильдии финансовых аналитиков и риск-менеджеров. «Учитывая заявления Центробанка и ситуацию с инфляцией в стране, я думаю, что ключевая ставка будет повышена сразу на 100 базисных пунктов», – говорит он.
Такой шаг действительно поможет сбить инфляцию. Хотя, чтобы снизить ее немедленно, нужно не только повышать ставку, но и отменять бюджетное правило: в этом случае при текущих ценах на энергоносители мы бы уже сейчас увидели рубль в районе 65 за доллар, полагает Разуваев. Впрочем, даже при сохранении бюджетного правила в следующем году он ожидает падения курса ниже 70 рублей за доллар.
Понижения курса доллара до отметки 67 рублей ожидает и Игорь Рапохин. Правда, произойдет это только в случае, если Банк России уже во втором квартале перейдет к смягчению денежно-кредитной политики и к концу года снизит ключевую ставку до 8,25 %. Это сценарий в SberCIB рассматривают как базисный.
В случае развития событий по пессимистическому варианту ставка ЦБ к концу 2021 года составит 9,25 %, а доллар будет стоить 73 рубля. «Этот сценарий мы не считаем крайне маловероятным, так как в мире сохраняется дисбаланс спроса и предложения. Для его реализации достаточно, чтобы инфляция и инфляционные ожидания в США в начале следующего года оставались на нынешнем уровне», – отмечает Рапохин.
Инфляция в обмен на ВВП
Более сдержанной позиции придерживается главный экономист «УРАЛСИБ Кэпитал» Алексей Девятов.
«Мы склоняемся к тому, что повышение будет ниже ожиданий и ограничится 50 б.п. Если мы окажемся правы, следует ждать ослабления курса рубля. Обычно реакция курса на такие события бывает не слишком большой и не слишком продолжительной, но она будет», – рассказал он «ФедералПресс».
По оценкам Девятова, сейчас инфляция в России близка к пику, по итогам года она, скорее всего, составит примерно 8,5 %. В следующем году он также ожидает ее сокращения. Правда, аналитик не разделяет оптимизм властей, заявляющих о возможности снижения инфляции до 4 % к концу 2022 года. По его расчетам, реальным будет сокращение до 5,2 %.
При этом аналитик обращает внимание на цену, которую придется заплатить за сдерживание инфляции. По оценкам «УРАЛСИБа», ужесточение денежно-кредитной политики Банка России, будет стоить 0,7 % ВВП по итогам следующего года. С другой стороны, экономика восстанавливается и это замедление не будет критичным, полагает Девятов. По его мнению, ЦБ, ставя во главу угла сдерживанию роста цен, прав: инфляция негативно влияет на уровень жизни и настроение людей. Это то, на что население обращает внимание в первую очередь, поэтому приоритет должен отдаваться именно ее сокращению.
А что у них?
Куда сдержаннее аналитики комментируют предстоящие решения ФРС и особенно ЕЦБ. На заседании Федеральной резервной системы США скорее всего будет принято решение об ускоренном сокращении программы обратного выкупа активов («количественное смягчение»), полагает Алексей Девятов. Консенсус по этому вопросу, похоже, созрел, в том числе о такой возможности говорил председатель ФРС Джером Пауэлл.
Самое интересное сейчас – конкретные параметры этого решения. Ожидается двукратное сокращение объемов выкупа, со 120 млрд долларов до 60 млрд долларов в месяц. Если оно будет ниже прогнозов, доллар может несколько ослабнуть, если выше – наоборот, окрепнуть, говорит Девятов.
От европейского Центробанка аналитик вообще не ждет никаких радикальных шагов. «Глава ЕЦБ Кристин Лагард уже говорила, что нужно потерпеть «неприятную» инфляцию, вызванную «временными факторами», – напоминает он. Возможно, на заседании произойдет дискуссия о том, чтобы по примеру США начать сокращение программы PEPP (Pandemic Emergency Purchase Programme), аналогичной американскому «количественному смягчению». Решения, скорее всего, не последует, но сам факт подобного обсуждения может привести к некоторому укреплению евро.
«Что касается мировых центробанков, то особых сюрпризов я не жду – ни позитивных, ни негативных. Я считаю, что мировая экономика, в том числе за счет печатного станка, чувствует себя неплохо. Если бы не большой долг США, они бы уже давно повысили ставку. Но это делает обслуживание долга дороже, потому они сейчас не пойдут», – говорит Александр Разуваев.
По его мнению, сейчас для нас куда важнее то, что происходит на другом берегу Черного моря.
«Единственное, что сейчас беспокоит лично меня – ситуация с турецкой лирой, которая может обрушить все emerging markets, включая Россию. Я уважаю Эрдогана, но он ничего не понимает в денежно-кредитной политике. Если он, как ожидается сейчас, снова понизит ставку – а недавние заявления монетарных властей Турции дают основания так полагать – я сочувствую лире», – говорит Разуваев.
Фото: ФедералПресс / Екатерина Лазарева