Экологические вопросы все чаще отзываются эхом в политической повестке Сибири. Ушедший 2021 год запомнился серией проблем, о которых заговорили на федеральном уровне: удушливый атмосферный воздух, мусорные свалки, покрытая мазутной пленкой вода рек. Какие болезненные точки есть на экологической карте СФО, и способны ли общественные протесты приводить к серьезным результатам, – в материале «ФедералПресс».
Мусорный коллапс
Тема утилизации отходов для многих российских городов в уходящем году стала трендовой, но особенно болезненной была для столицы Сибири. С августа люди сетовали, что контейнеры не вывозятся неделями, а бездомные собаки и крысы буквально оккупировали город. Горожане отправляли заявки на вывоз регоператору – ООО «Экология-Новосибирск», но реакции не было. Апогея ситуация достигла в декабре, когда региональный оператор решил объявить себя банкротом. Местные депутаты усмотрели в происходящем признаки мошенничества, ведь накопившиеся долги компании вполне могут лечь на областной бюджет.
Еще одним ярким эпизодом стал пожар на мусорном полигоне на левобережье Новосибирска. Тушение заняло четыре часа – проблемы создало глубинное тление. Жители жаловались на едкий запах, из-за которого невозможно открыть окна и вдохнуть полной грудью. Осенью в городе загорелись покрышки на площади в сотни квадратных метров. Черные клубы дыма были видны из любой точки города. Специалисты назвали проблемы, связанные с мусором, визитной карточной столицы СФО, однако не единственной его проблемой.
«Важно понимать, что можно считать лесом, а что площадью, допустимой под застройку. ТЭЦ города работают на буром угле. В холода качество воздуха падает, и проблема никак не решается», – рассказывает координатор общественного движения «Искалеченный Новосибирск» Олеся Вальгер.
Эколог рассказал, как мусор превратить в топливо и строительный материал
Неудивительно, что претензии экологического характера стали приобретать политические очертания. В уходящем году была даже создана инициативная группа по отзыву с должности мэра Новосибирска Анатолия Локтя.
«Проблема мусора в 2021 году побила все рекорды. Вопросы работы регоператора, отсутствие мусоросортировочных заводов, несанкционированные свалки, которые только увеличиваются. Как решать мусорные проблемы, до конца непонятно. Надеюсь, что мы сделаем первые шаги по решению экологических проблем и, возможно, позаимствуем опыт других регионов. Иначе Новосибирск превратится в одну большую свалку», – считает депутат горсовета Новосибирска от партии «Зеленые» Игорь Украинцев.
Тучи мглою небо кроют
Вопросы о качестве атмосферного воздуха не утихают и в Красноярском крае. Минувшим летом окутанная дымом от лесных пожаров столица региона не раз возглавляла рейтинг городов с самой загрязненной атмосферой. Об этом свидетельствуют данные проекта IQAir от компании AirVisual. Так называемый «режим черного неба» объявлялся до нескольких раз в месяц.
В конце года министерство природных ресурсов и экологии РФ обнародовало список населенных пунктов с наиболее грязным воздухом. Среди них оказались Ачинск, Красноярск, Лесосибирск, Минусинск, а также Норильск. До конца июня федеральные власти планируют утвердить окончательный перечень таких городов – болевых точек в стране. На проведение в них экологических мероприятий суммарно направят свыше 500 млрд рублей.
Руководитель общественной организации «Мой дом» (Норильск) Руслан Абдуллаев в разговоре с обозревателем «ФедералПресс» отметил, что победой 2021 года можно назвать то, что власти северного города обязали ответственные структуры вводить режим неблагоприятных метеорологических условий.
«Данное требование не исполнялось более 20 лет, и вот теперь, в том числе после наших обращений, удалось добиться при необходимости вводить «режим черного неба». К сожалению, видим, что там, где нет внимания органов власти, проблемы обходят стороной», – заметил общественник.
В ушедшем 2021 году региональные власти продолжили борьбу с золотодобытчиками-нарушителями. В начале осени инспекторы Минэкологии приостановили деятельность золотодобывающей артели, которая загрязняла местную реку. Последовали долгие судебные разбирательства и акции протеста местных жителей. По инициативе губернатора Александра Усса до глубокой осени проходили масштабные авиапроверки с привлечением специалистов Минэкологии и сотрудников Росгвардии.
Свинокомплекс «Красноярский» в Большой Мурте – еще одна болезненная тема прошлого года.
В октябре здесь выявили массу нарушений по итогам проверки очистных сооружений. Местные жители жаловались, что предприятие сливает нечистоты в реку Нижняя Подъемная без предварительной очистки. Заместитель министра экологии и рационального природопользования края Юлия Гуменюк тогда заверила, что будут приложены все усилия, чтобы сформировать доказательную базу и привлечь нарушителя к ответственности.
Газовые облака и рекультивация мусора
Экологические проблемы уже стали традиционными для Омской области. Во многом из-за выбросов промпредприятий, расположенных в столице региона. Однако в 2021 году жалобы жителей наконец дошли до федерального центра. В рамках прямой линии омичи рассказали о ситуации президенту РФ Владимиру Путину и получили от него обратную связь.
«Омск включен в число 12 городов с тяжелой ситуацией. Я рассчитываю, что, несмотря на все сложности, улучшение экологической обстановки произойдет», – отметил во время прямой линии президент.
Этим же летом в город прибыла вице-премьер правительства РФ Виктория Абрамченко, посвятив свой визит масштабным планам по реализации здесь программы «Чистый воздух».
Еще одна значимая проблема – это свалки, окольцевавшие город. В Омске не настолько патовая проблема с утилизацией отходов, как в Новосибирске, но проблемы есть. Экоблогер Владимир Лифантьев (известен под псевдонимом Орис Брут) в разговоре с «ФедералПресс» заметил, что значимый акцент в экологии Омска – смена оператора «Чистый воздух». Теперь этими вопросами занимается министерство природных ресурсов и экологии региона.
«Сейчас решение вопроса сдвинуто с мертвой точки и начинается работа. Однако не стоит забывать, что в 2022 году начинается механическая рекультивация двух свалок в Центральном и Советском районах Омска, и все газовые линзы, которые есть в недрах, будут высвобождены. Надо быть готовыми пусть к временному, но ухудшению экологической обстановки», – отметил общественник.
Особенно остро проявилась традиционная проблема для многих российских регионов – застройка парков и скверов. По мнению профессора Омского государственного университета путей сообщения (ОмГУПС), эколога Сергея Костарева, не все задачи удалось решить в 2021 году.
«Застройка парков и скверов ярко проявилась в последнее время – традиционная манера развития городов за счет уничтожения деревьев», – считает Сергей Костарев.
Экологические проблемы в 2021 году коснулись и Приангарья. Дым от лесных пожаров в Якутии в июле прошел вдоль Байкала и накрыл Иркутск и пять районов области. В конце июля природа нанесла новый удар – Ангара подтопила почти 500 подворий в Иркутской области.
Вода в реке поднялась из-за повышенного сброса на Иркутской ГЭС. Тогда пришлось разворачивать пункты временного размещения, а мэр региональной столицы ввел режим повышенной готовности и поручил заниматься постоянным мониторингом ситуации.
Осенью жители города Усолье-Сибирское заявили о новом загрязнении на реке. Правозащитник Павел Глущенко тогда заявлял, что вышедшую из берегов Ангару уже несколько дней покрывает слой нефтяной пленки, вероятно, из-за попавших в реку отходов эпихлоргидрина с закрытого предприятия.
Фото: ФедералПресс / Полина Зиновьева, Елена Ельцова, Елена Майорова, РИА Новости / Алексей Мальгавко, Christian Charisius / dpa / globallookpress.com
Экологическая карта конфликтов