Екатеринбург сегодня переживает одну из самых массовых атак «телефонных террористов» в истории города: эвакуированы почти все школы, а также несколько вузов и колледжей. Хотя обыватели полагают, что речь идет об учениях или банальном хулиганстве, эксперты считают, что все намного серьезнее. О том, какие нарушения в екатеринбургских школах вскрыла атака лжеминеров, какие силы могут за ней стоять и как правильно реагировать на эту ситуацию, – в материале «ФедералПресс».
Массовая рассылка на электронки
Эвакуация школ в Екатеринбурге началась после массовой электронной рассылки с угрозой взрыва. По данным департамента образования городской администрации, к полудню детей и учителей вывели из 151 школы. Под атаку попали несколько крупных колледжей. Вузы пострадали меньше: студентов эвакуировали из Архитектурного и Горного университетов, Университета путей сообщения, Театрального института, Института связи и Консерватории.
«По электронной почте поступило сообщение о том, что вуз заминирован. Эвакуировались все, в общей сложности около 50 человек», – рассказала корреспонденту «ФедералПресс» ректор ЕГТИ Анна Глуханюк.
В пресс-службе УрГУПСа сообщили, что ситуация была аналогичной, хотя количество эвакуированных оказалось в несколько раз больше.
Школьники уже завалили соцсети радостными сообщениями об отмене занятий, а вот их родители зачастую недовольны не только тем, что им пришлось отпрашиваться с работы, но и тем, как проводилась эвакуация.
В департаменте информполитики Свердловской области рассказали, что детям раздали задания для домашней работы. В дистанционный режим перешли и некоторые из эвакуированных вузов и колледжей – например, медицинский.
Версии в соцсетях
Наиболее популярные версии в соцсетях – хулиганство школьников, недовольных окончанием каникул, и учения силовых структур. Первая версия, впрочем, теряла последователей по мере нарастания атаки, зато вторая только приобретала адептов. Ее сторонники подчеркивают, что «телефонные террористы» выбрали целью учебные заведения, а не больницы или транспортные объекты, где последствия могли быть гораздо серьезнее.
При этом источники «ФедералПресс» в силовых структурах не исключили, что в действительности письма с угрозами могли приходить из-за границы. Вмешательством «деструктивных сил из ближнего зарубежья» ситуацию объяснил и мэр Алексей Орлов.
Такую же точку зрения высказывают и опрошенные эксперты. Так, кандидат экономических наук, специалист по конкурентной разведке Евгений Ющук считает объяснимым, почему атаки были нацелены именно на школы.
«Во-первых, выбирают крупные населенные пункты, потому что все, что происходит в мелких, не так интересно журналистам. Во-вторых, должно быть что-то массовое. Дети достаточно удобны для этого: они – и масса, и в крупном населенном пункте, и за детей все и всегда переживают», – заключил он.
Того же мнения придерживается и военный эксперт Александр Жилин: он отмечает, что цель любых террористов – поднять волну страха.
«Школа – это дети. Школа – это много детей. Это тревога, неуверенность в завтрашнем дне, недовольство властью, которая, с точки зрения обывателя, не обеспечивает безопасность. Это мгновенно расходится в каждую семью, поэтому и выбираются такие объекты», – заявил он корреспонденту «ФедералПресс».
Тем не менее Жилин не считает правильной реакцию школьников, которые высмеивают лжетеррористов. По его мнению, необходимо не поддаваться панике, но сохранять бдительность.
«Израиль много лет живет в условиях террористической угрозы, и там каждый начеку – начиная с подростков и заканчивая пенсионерами. Если там происходит что-то, на взгляд обывателя, подозрительное, он берет телефон и звонит куда положено. У нас сразу начинают орать: «Ой, это стукачество». Но если у вас в дом загружают мешки черт знает с чем, это не стукачество, а забота о своих детях, внуках и соседях», – объяснил эксперт.
Жилин обратил внимание, что волна лжеминирований в Екатеринбурге началась в день, когда в Брюсселе проходят консультации в рамках совета Россия – НАТО.
«Просто так, с бухты-барахты, этого никто не делает. Всегда есть какая-то причина. Теракт – это всегда послание [чиновникам], начиная с мэра города и заканчивая президентом страны», – заключил он.
Кто виноват?
Примечательно, что лжетеррористам, кем бы они ни были, вряд ли грозит суровое наказание. Как объяснил корреспонденту «ФедералПресс» адвокат Сергей Симатов, ему неизвестны случаи, когда ложное сообщение о теракте приводило бы к гибели людей или другим тяжким последствиям.
Только в этом случае виновникам может грозить до десяти лет колонии. Тем не менее приговор будет зависеть от того, какими мотивами руководствовались злоумышленники.
«Если будет доказано, что целью было причинение существенного вреда, то и ответственность будет соответствующая. А если это просто шалопайство, о каком лишении свободы тут можно говорить?» – заявил юрист корреспонденту «ФедералПресс».
Фото: ФедералПресс / Полина Зиновьева
Массовые минирования в России