Центробанк выступил за фактически полный запрет на операции с криптовалютами для граждан России. Мотивируется это, как обычно, заботой о безопасности и ссылками на международный опыт. Может ли у нас появиться уголовная статья за владение «криптой», как это было с валютой в СССР – в материале «ФедералПресс».
«Растущий интерес российских граждан, существенный объем вложений и высокие риски операций с криптовалютами создают потенциальные системные угрозы. Статус российского рубля, который не является резервной валютой, не позволяет применять в России мягкий подход и игнорировать нарастание рисков», – констатируется в вышедшем накануне докладе Банка России «Криптовалюты: тренды, риски, меры».
Объем сделок российских граждан с криптовалютами ЦБ оценил в 5 млрд долларов ежегодно. Основные же риски связаны с опасностью утраты вложений в «крипту», «подрывом суверенитета национальной валюты» и использованием всякого рода «-коинов» в криминальных целях. Дополнительную угрозу представляет связанная с майнингом криптовалют нагрузка на энергосистему и окружающую среду – это крайне энергоемкий вид деятельности.
Использование криптовалют в качестве платежного средства в России уже запрещено. В дополнение к этому Центробанк предлагает
• ввести ответственность за такое использование;
• запретить «организацию выпуска, обращения и обмена криптовалюты на территории Российской Федерации и установление ответственности за нарушение данного запрета», включая майнинг;
• ввести законодательный запрет на вложения в «крипту» со сторон финансовых организаций.
При этом Банк России ссылается на опыт других стран, в первую очередь Китая, где действует запрет для финансовых и платежных организаций на использование криптовалют.
Регулировать нельзя запрещать
В целом тот набор рисков, который изложен в докладе ЦБ, безусловно, присутствует, признает Павел Шуст, исполнительный директор Ассоциации участников рынка электронных денег и денежных переводов (АЭД). Они связаны с волатильностью курса и не всегда хорошей отслеживаемостью операций с криптовалютами. При этом сложно понять, насколько они адекватно оцениваются Центробанком, потому что какой-то единой методологии такой оценки нет, отмечает эксперт.
«На мой взгляд, полный запрет не является пропорциональным ответом на вызов. Просто потому, что вы что-то запрещаете, это не исчезает. Поэтому в долгосрочной перспективе, конечно, регулирование вместо запретов было бы более устойчивым подходом. Возможно, со временем, увидев некоторые изменения на этом рынке, Центробанк изменит свой подход и перейдет от запретов к более или менее строгому регулированию», – надеется Павел Шуст.
«Деньги должны работать на национальную экономику, то есть вкладываться в акции и облигации. В случае с криптовалютами они вкладываются непонятно во что. Плюс к этому я считаю, что «крипта» – это очередные «голландские тюльпаны». Как только будет очередной кризис – а неизбежный подъем ставок ФРС и ЕЦБ это фактически новый кризис – вся криптовалюта обнулится и граждане и банки, которые в нее инвестировали, потеряют все. Поэтому я полностью поддерживаю инициативу ЦБ», – не соглашается член Гильдии финансовых аналитиков и риск-менеджеров Александр Разуваев.
Сергей Переход, аналитик ФГ «ФИНАМ», подчеркивает, что криптопотоки находятся вне России: «Поэтому слабо верится в какую-либо угрозу для экономики». Владельцы данного класса активов давно смирились с жесткой риторикой регуляторов и ориентируются на офшоры, однако если это – краткосрочные инвесторы, то некоторые участники могут переориентироваться на российские активы из-за возросших издержек, пока капитал не попал под усиленный надзор, полагает Переход.
Одновременно, отмечает аналитик, акции публичных криптоинфраструктурных компаний (биржи, майнинговые фермы) или фондов будут и дальше доступны для квалифицированных инвесторов на иностранных биржах. В любом случае, криптовалюты хранятся на электронных кошельках, и эти активы нельзя экспроприировать, но, вероятно, при их конвертации на российские банковские счета могут возникнуть проблемы в виде блокировок этих денег, говорит эксперт.
Вплоть до уголовной
«Владение не запрещено и ЦБ подчеркивает, что это не будет запрещено в будущем. Поэтому здесь, я считаю, риска нет, вы можете владеть криптовалютами и дальше», – говорит Павел Шуст. Что касается возможности отключения России от мировой криптоинфраструктуры, то она возможна лишь частично.
«Здесь, мне кажется, будет та же история, что с блокировкой нежелательных материалов в интернете. Таргетируется не конечный пользователь, а делается фокус на точках входа. Поэтому в случае запрета криптовалют тоже будут таргетироваться точки входа в Россию – сайты криптобирж, криптообменников и т.п. Инструменты такой блокировки хорошо отработаны. Плюс ЦБ подчеркивал необходимость работы с финансовыми организациями, которые обрабатывают платежи через иностранные криптобиржи. Мы ожидаем, что какое-то движение Центробанка в сторону отслеживания и ограничения таких транзакций будет», – полагает исполнительный директор АЭД.
В любом случае для желающих сохраняется возможность выехать в другую страну и провести операции с криптовалютами там. Аналогичным способом пользовались бизнесмены в начале 1990-х, чтобы вывести свои валютные операции из поля зрения надзорных органов.
А вот внутри страны операции с криптовалютой будут становиться все более рискованными.
«То, что какая-то ответственность будет, это безусловно. Не готов обсуждать, какой она будет, скорее всего она будет дифференцированной. Одно дело если вы в своем маленьком магазине один раз приняли платеж в криптовалюте. И совсем другое – если вы, зная, что в России запрещены криптобиржи, сделали сайт и начинаете менять биткоины на рубли, да еще и анонимно. Думаю, в этом случае регулятор будет довольно строго настроен», – рассуждает Павел Шуст.
«Уверен, в какой-то момент появится и уголовная ответственность. Это связано, в том числе, и с позицией ФСБ. За майнинг точно, за торговлю тоже. А дальше посмотрим, как оно будет», – говорит Александр Разуваев.
Фото: ФедералПресс / Екатерина Лазарева