Холдинг «Металлоинвест» продаст основное металлургическое предприятие Оренбургской области – «Уральскую сталь» – Загорскому трубному заводу. Сделка прогремела на всю страну, пресса описывала ее чуть ли не как главное деловое событие 2022 года. Но не все детали так уж и понятны обывателям. Подробности – в материале «ФедералПресс»
Фокус на «зелени»
До конца текущего месяца должна завершиться сделка между «Металлоинвестом» и Загорским трубным заводом (ЗТЗ) по продаже комбината «Уральская сталь», расположенного в оренбургском городе Новотроицке. О ней они объявили еще 3 февраля, однако участники российского рынка до сих пор активно обсуждают ее, особенно сумму сделки – 500 млн долларов: за последние несколько лет никто в России предприятия подобного класса за такую внушительную сумму не покупал.
«После продажи «Металлоинвест» полностью сфокусируется на развитии активов в Центральной России с целью укрепления лидерских позиций в «зеленой металлургии»: производстве железа прямого восстановления и продуктов на его основе, – заявил генеральный директор «Металлоинвеста» Назим Эфендиев. – Сделка соответствует нашей стратегии качественных изменений, позволяя повысить рентабельность продаж и оптимизировать торговый баланс. Из производственных процессов компании будут полностью исключены производство и использование коксующегося угля, агломерата и чугуна, что позволит сократить прямые выбросы парниковых газов на 48 %».
Для ЗТЗ сделка с «Металлоинвестом» представляется весьма выгодной: она позволяет ему как расширить собственную продуктовую линейку (представленную трубами большого диаметра) за счет включения в нее чугуна, круглой и квадратной стальной заготовки, плоского стального проката и удлинить технологическую цепочку, добавив в нее коксохимическое, доменное, сталеплавильное и прокатное производства.
«Уральская Сталь» станет важной частью стратегии ЗТЗ по строительству интегрированного металлургического холдинга, – отметил генеральный директор ЗТЗ Денис Сафин. – Мы значительно расширим свои возможности и выйдем за рамки производства традиционной для нас трубной продукции».
Долгая продажа
Владелец «Металлоинвеста», продающего «Уральскую сталь», в представлении не нуждается, – это один из богатейших людей России Алишер Усманов. Собственники же ЗТЗ – люди менее прославленные, Галялхак и Денис Сафины. Галялхак Сафин долгое время трудился на Карагандинском металлургическом комбинате, потом всплыл на Щелковском металлургическом заводе, затем ушел в свободное плавание. Вместе с сыном Денисом они создали ЗТЗ. Теперь Денис является его генеральным директором.
«Уральская сталь» была важным активом для «Металлоинвеста». Интегрировав ее в свою структуру в далеком 2006 году, «Металлоинвест» смог из чисто сырьевой компании стать классическим горно-металлургическим холдингом. С тех пор «Уральская сталь» стабильно работала в его составе, и никаких предпосылок к ее продаже не наблюдалось.
В январе 2020 года «Металлоинвест» официально объявил обсуждении с ЗТЗ по поводу совместного развития «Уральской стали». «Заключение сделки зависит от успешного завершения переговоров, проведения процедуры проверки финансово-хозяйственной деятельности «Уральской стали», заключения юридически обязывающей документации и получения необходимых одобрений регулирующих органов», – говорилось в пресс-релизе «Металлоинвеста».
Прошло почти семь месяцев, и стало известно, что обсуждение закончилось и «Уральская сталь» будет по-прежнему работать в составе «Металлоинвеста»
Скорее всего, тогда «Металлоинвест» и ЗТЗ не договорились по сумме сделки: один хотел получить как можно больше, другой – заплатить поменьше.
Осталось три недели
Теперь произошел новый поворот в истории вокруг «Уральской стали», и в течение февраля ЗТЗ может стать ее полноправным хозяином. Для него владение предприятием очень важно с точки зрения снабжения существующих и будущих мощностей.
Во-первых, ЗТЗ может преспокойно отгружать с нее плоский прокат на свое производство электросварных труб большого диаметра и постепенно отказаться от услуг сторонних поставщиков, в частности «Северстали» и южнокорейской корпорации Posco.
«Северсталь», для которой ЗТЗ является прямым конкурентом на трубном рынке, с 2018 года продает ему штрипс не от хорошей жизни – ей нужно загружать свой широкоформатный стан 5000. ЗТЗ стал закупать в 2017 году прокат у Posco тоже не по собственной прихоти – ему отказывали в продаже листа едва ли не все российские компании, – рассказал источник «ФедералПресс». – Без «Уральской стали» ЗТЗ остался бы полностью зависимым от устанавливаемых его поставщиками цен».
Во-вторых, с помощью «Уральской стали» ЗТЗ сможет обеспечить круглой заготовкой будущее производство бесшовных труб. В 2019 году он договорился с ВТБ о финансировании этого дорогостоящего проекта (инвестиции в него оцениваются в 35 млрд рублей). Мощность ЗТЗ не называл, вероятно, она может составить 500 тыс. тонн бесшовных труб в год.
Плюсы и минусы
Наряду с возможностями «Уральской стали» ЗТЗ получит и связанные с ней скрытые проблемы. Среди них – ограниченная продуктовая линейка комбината. Хотя его чугун неплохо продается на рынке, все же относится к низкорентабельной продукции.
Полностью же листовой прокат с «Уральской стали» использовать в собственном производстве ЗТЗ не сможет: ему нужен лишь штрипс для труб. Остальное же, мостовой и судостроительный прокат, пользуется ограниченным спросом и ЗТЗ придется конкурировать в жесткой борьбе за заказы с «Северсталью», Объединенной металлургической компанией и др., имеющими куда более сильные позиции в судо- и мостостроении.
Вместе с комбинатом к ЗТЗ перейдут и его обязательства – отныне он будет должен продолжать поставки по контрактам, ранее заключенным «Металлоинвестом». В случае же каких-то проблем с ними он рискует попасть под судебные иски или же расследование ФАС.
Одновременно, диверсифицировав закупки штрипса, ЗТЗ оказывается в полной зависимости от отгрузок «Металлоинвестом» железной руды. Недаром же в их пресс-релизах подчеркивалось: «Металлоинвест» продолжит обеспечивать «Уральскую сталь» железорудным сырьем на рыночных условиях».
Значит, если спрос на железную руду в России или в мире будет расти, потянув за собой цены на нее, то тогда они повысятся и для «Уральской стали». Учитывая, что главный клиент ЗТЗ – «Газпром» – не любит пересматривать стоимость контрактов на трубы, то рентабельность «Уральской стали» и вслед за ним ЗТЗ может упасть. Если же к этому добавится уменьшение числа заказов на судовую и мостовую сталь – ЗТЗ и вовсе может стать убыточным.
Выбросы для соседей
Самой же большей проблемой, которая встанет перед ЗТЗ после завершения сделки – экология. Предприятие выбрасывает в воздух широкую гамму вредных веществ, причем наибольшая доля в них приходится на коксохимическое и доменное производства. На коксохиме модернизации толком не было, на доменном переделе она проводилась – были обновлены две печи и повышен объем выплавки чугуна, тем не менее, кардинально ситуация с выбросами на «Уральской стали» не решена.
В прошлом же году «Уральская сталь» и правительство Оренбургской области подписали экологическое соглашение. По его условиям, в течение пяти лет комбинат должен потратить свыше 10 млрд рублей в модернизацию оборудования для очистки газов и организацию системы автоматического контроля за выбросами.
В результате к 2026 году эмиссия загрязняющих соединений в атмосферу должна снизиться на 4 % (!). Именно на 4 %, не более того. Отсюда следует логичный вывод: чадят в воздух Новотроицка трубы комбината – так и будут чадить. Вдобавок выбросы с него накрывают находящийся неподалеку от Новотроицка Орск.
«Присутствие «Уральской стали» мы чувствуем постоянно: поскольку расстояние между Орском и Новотроицком сравнительно небольшое, выбросы с нее прилетают к нам постоянно. Поскольку Орск подпирает еще и собственная промышленная зона, то загрязняющие вещества с «Уральской стали» для нашего города излишни. Спасает то, что Орск – вытянутый, словно ниточка, поэтому его хоть как-то продувает ветром. Но как летели выбросы с «Уральской стали», так и летят каждый день», – прокомментировала Анна Тихонова, жительница Орска.
Выходит следующее: «Металлоинвест», продав «Уральскую сталь», легко и изящно становится производителем «зеленой» стали, плюс кардинально снижает выбросы. Зато ЗТЗ вместо него придется тащить на себе груз экологических проблем.
И не только их. «Уральская сталь» – градообразующее предприятие Новотроицка, фактически кормящее его население (остальные фабрики и заводы не в счет). «Металлоинвесту» теперь не надо помогать Новотроицку в решении его социальных нужд, ими придется заниматься ЗТЗ. Новый же владелец «Уральской стали» вполне может отказаться от обязательств, взятых на себя прежним собственником.
И мало, и много
Обращает на себя сумма сделки – 500 млн долларов. «Металлоинвест» и ЗТЗ, похоже, долго торговались по поводу нее, пока не пришли к согласию. В принципе десятилетней программы выпуска облигаций на сумму на 50 млрд рублей, зарегистрированной ЗТЗ в 2020 году, на финансирование сделки вполне может хватить: 50 млрд рублей по теперешнему курсу эквиваленты почти 657,5 млн долларов.
Однако рентабельность ЗТЗ не очень-то и высокая. Согласно данным системы «СПАРК-Интерфакс», в 2020 году он заработал 2,4 млрд рублей чистой прибыли при 33,4 млрд рублей выручки. Величина же его обязательств в том же году превысила 20 млрд рублей.
Следовательно, инвестиции ЗТЗ в покупку «Уральской стали» будут окупаться тоже лет эдак десять. Добавим к ним затраты на строительство производства бесшовных труб и получим довольно неприятный прогноз: доходов ЗТЗ может и не хватить на покрытие долгов («Уральская сталь» же то прибыльна, то убыточна). По крайней мере, такое возможно, особенно если ЗТЗ не получит желаемый объем заказов в рамках проекта прокладки газопровода «Сила Сибири-2» и в условиях недозагруженности будущего производства бесшовных труб.
Кстати, сделка между «Металлоинвестом» и ЗТЗ действительно не завершена, и до конца февраля 2022 года все может измениться. Наглядное подтверждение тому – ответ на запрос автора статьи о деталях сделки Ильи Власенко, заместителя генерального директора ЗТЗ по корпоративным коммуникациям: «На данный момент сделка по приобретению «Уральской стали» еще не закрыта. Поэтому комментировать деятельность комбината мы не можем».
Фото: РИА Новости / Григорий Сысоев