В Краснодарском крае жители обращают внимание, что ряд рек не чистится, в том числе и по причине отсутствия финансирования со стороны федеральных органов власти. Однако ряд муниципальных образований могут проводить работы сами, при помощи краевых властей. «ФедералПресс» поговорил с заместителем министра природных ресурсов Краснодарского края Геннадием Столбовым о расчистке рек, финансировании, а также могут ли жители сами выполнить эти работы.
На расчистку каких рек в Краснодарском крае не выделяет средства федеральный центр, несмотря на то, что русла в их собственности?
— В соответствии с положениями Водного кодекса все реки находятся в собственности Российской Федерации. Средства на расчистку рек, в частности на их дноуглубление, предоставляются бюджетам регионов Федеральным агентством водных ресурсов в виде субвенций.
В то же время, согласно позиции Министерства природных ресурсов и экологии РФ, работы по очистке акваторий водных объектов от бытового мусора, поступающего с прилегающих к водным объектам территорий, не относятся к мероприятиям, финансируемым за счет средств федерального бюджета. Вопросами благоустройства территорий поселений занимаются органы местного самоуправления, ненадлежащая реализация этих полномочий, по мнению федерального министерства, приводит к засорению и загрязнению водных объектов, в связи с чем регулярную очистку берегов и акватории водных объектов от мусора надлежит осуществлять органам местного самоуправления за счет собственных средств и средств лиц, виновных в нарушении водного законодательства.
Сколько рек и по какому принципу чистит край?
— Объем проводимых мероприятий по расчистке русел рек на территории края определяется размером федерального финансирования. Размер ежегодно предоставляемых Краснодарскому краю субвенций из федерального бюджета определяется Росводресурсами самостоятельно в соответствии с существующей методикой распределения между субъектами субвенций из федерального бюджета. Заявки на включение в план финансирования формирует министерство природных ресурсов Краснодарского края на основании обращений муниципальных образований с приложением обосновывающих материалов.
В то же время предусмотрена расчистка русел рек от поваленных деревьев и древесных остатков в рамках государственной программы Краснодарского края «Обеспечение безопасности населения». В рамках реализации данной программы министерство гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций края для предупреждения чрезвычайных ситуаций предоставляет межбюджетные трансферты муниципальным образованиям на проведение экстренных мероприятий по расчистке русел рек от поваленных деревьев и других древесных остатков.
Какие варианты существуют расчистки рек при отсутствии федерального финансирования? Краевые средства нельзя, людям тоже нельзя. А что делать с экологией и сельхозугодьями?
— В настоящее время проводится работа по привлечению водопользователей и иных заинтересованных хозяйствующих субъектов, включая сельхозтоваропроизводителей, к проведению работ по расчистке и дноуглублению водных объектов, в том числе с учетом законодательно установленного механизма использования донного грунта.
Может ли человек или предприятие провести работы? Что для этого надо?
— Может. Для проведения дноуглубительных и других работ, связанных с изменением дна и берегов поверхностных водных объектов, заинтересованные физические и юридические лица приобретают право пользования поверхностными водными объектами или их частями по основаниям, предусмотренным Водным кодексом и другими федеральными законами.
Так за последний год министерством природных ресурсов региона данное право предоставлено более чем 40 физическим и юридическим лицам.
По какому принципу определяются реки, на которые выделяется и не выделяется финансирование?
— Мероприятия по расчистке русел рек направлены, в первую очередь, на защиту жизни и здоровья граждан.
Инициаторами проведения данных водохозяйственных мероприятий являются муниципалитеты. Материалы, обосновывающие необходимость работ, в том числе сведения о фактах введения режима ЧС в результате негативного воздействия вод и нанесенном ущербе, а также сведения об объектах, защищаемых в результате проведения таких мероприятий, направляются в министерство природных ресурсов Краснодарского края. Дальше их инициируют перед Федеральным агентством водных ресурсов.
При этом решение о финансировании конкретного мероприятия принимается Федеральным агентством водных ресурсов самостоятельно на основании предоставленных предложений регионов, но только в рамках доведенных лимитов, исходя из принципов эффективности расходования бюджетных средств.
Так, в 2021 году Краснодарский край в целях предотвращения негативного воздействия вод получил 102 млн рублей. Это позволило разработать три проекта: «Расчистка русла реки Аргош в ст. Передовой Отрадненского района Краснодарского края», «Расчистка русла реки Небуг в пределах с. Небуг Туапсинского района» и «Расчистка русла реки Шепси в пределах п. Шепси Туапсинского района», а также завершить работы по расчистке русла реки Чамлык в ст. Чамлыкской Лабинского района, русла реки Шедок в с. Шедок Мостовского района и начать расчистку русел рек Аше и Псезуапсе в Лазаревском районе города Сочи, реки Малое Псеушхо в ауле Малое Псеушхо Туапсинского района.
В 2022 году Краснодарскому краю предусмотрены средства федерального бюджета в размере 123 млн рублей. Это позволит разработать проект по расчистке русла реки Каверзе в ст. Пятигорской и реки Тхамашинка в п. Мирный Горячего Ключа; продолжить работы по расчистке русел рек Аше и Псезуапсе в Лазаревском районе Сочи и приступить к расчистке русла реки Аргош в ст. Передовой, русла реки Небуг в пределах с. Небуг, русла реки Шепси в пределах п. Шепси.
Фото: ФедералПресс / Елена Майорова