«ФедералПресс» продолжает цикл передач PUBLIC TALK, в рамках которого мы обсуждаем главные вопросы регионов с представителями власти, общества и бизнеса. В этом выпуске редактор по ПФО Иван Бушман пообщался с заместителем губернатора Нижегородской области и министром здравоохранения региона Давидом Мелик-Гусейновым об очередной волне коронавируса, штамме «Кентавр», возвращении масочного режима, а также об оспе обезьян и смертности в Нижегородской области.
Коронавирус и штамм «Кентавр»
Весьма волнующий всех нижегородцев сейчас вопрос – доберется ли до нас новый подштамм коронавируса «Кентавр» (и чем он опасен), ждать ли возвращения масочного режима? Давид Мелик-Гусейнов ответил в подробностях.
«Мы наблюдаем за тем, что сейчас происходит в мире. Как страны, которые находятся на эпидподъеме, себя чувствуют в связи распространением новых подштаммов. Могу сказать, что беспокоиться не надо, но быть мобилизованными – нужно. В каком смысле «беспокоиться»: летальность от новых штаммов – минимальная. Фатальные осложнения при заболевании редки и касаются в первую очередь лиц пожилого возраста», – сообщил он.
По его словам, Россия позднее включилась в общемировой тренд подъема заболеваемости. «Мы получим эти штаммы с задержкой. По идее, мы уже сейчас должны были бы расти, активно «подниматься в горку» по количеству заболевших, но в связи с тем, что сократилась сейчас межстрановая коммуникация, меньше самолетов прилетает к нам из Европы и стран Азии, скорость распространения снижена», – считает Мелик-Гусейнов. Но, тем не менее, подъем заболеваемости неминуем.
Однако «Кентавр» действительно сильно отличается от прошлых видов коронавируса. И для людей, и для системы здравоохранения он менее опасен. «Новый штамм будет бить прежде всего по амбулаторному звену здравоохранения. То есть поликлиники, лечебно-профилактические организации, почувствуют на себе основной удар. Будет очень большое число людей, которые обратятся за медицинской помощью именно амбулаторно», – говорит министр.
По его словам, на недавнем совещании с главными врачами поднимался вопрос о подготовке к очередной волне – в крайнем случае они готовы вернуть сотрудников в строй из отпусков или доукомплектоваться силами ПИМУ и медицинских колледжей.
Тем не менее медики не ждут повторения прошлых волн с огромной нагрузкой на скорые и большое количество госпитализаций. Новый штамм, по их прогнозам, население перенесет в целом легче, большинство заразившихся либо не почувствует ничего, либо все дело ограничится симптомами, которые можно вылечить обычными мультисимптомными средствами на дому. При большом количестве заболевших возможны и меры предупреждения заболевания.
«Нет, до нового локдауна дело не дойдет. Возможно – подчеркиваю, только возможно – на время может включиться масочный режим», – считает министр здравоохранения региона.
Оспа обезьян
Еще одна медицинская «страшилка», которая у всех на слуху – оспа обезьян. ВОЗ бьет тревогу и уже говорит о новой опасной эпидемии. Тем не менее нижегородские медики следят за ситуацией и в мире, и в России, и особо беспокоиться не рекомендуют.
«Большинство людей, живущих в России, уже имеет иммунитет к оспе. Мы вакцинировались и хорошо перенесли эту прививку в детстве», – считает Давид Мелик-Гусейнов.
По его словам, в течение недавнего визита в Нижний Новгород главы Роспотребнадзора Анны Поповой, где ей докладывали о ситуации не только с оспой обезьян, но и с холерой и прочими потенциально угрожающими заболеваниями, состояние готовности нижегородских медиков и инфраструктуры было оценено на отлично.
Смертность в регионе
На высокую смертность в Нижегородской области когда-то обращал внимание даже президент Путин в беседе с губернатором Никитиным. Тем не менее, по словам Мелик-Гусейнова, сейчас у нас наметились позитивные сдвиги.
«Буквально за эти два года, несмотря на пандемию, когда приросла вся Россия по смертности, мы смогли хоть и подняться вместе с ней, но гораздо меньшими темпами».
Улучшение ситуации Давид Мелик-Гусейнов связывает с благотворными изменениями даже не только в медицине, но и в социальной составляющей.
«Еще пять лет назад Нижегородская область входила в десятку регионов с самым высоким коэффициентом смертности, но по данным за первое полугодие текущего года мы уже 25-е в этом рейтинге. Да, лучше бы 80-е, но тем не менее это достижение. На эту цифру сложно повлиять из одного источника – там и вопросы миграции, и вопросы роста числа пожилого населения», – считает он.
фото: скриншот видео / Федерал Пресс
Мультиформаты «ФедералПресс»