В многонациональную Югру приезжает на заработки много трудовых мигрантов. Любой эксцесс, связанный с выходцами из СНГ, вызывает общественный резонанс, как, к примеру, недавнее происшествие с сургутянкой Раей Мамедовой. Впрочем, статистика показывает положительную тенденцию: в округе становится все меньше преступлений, совершенных мигрантами. Какие процессы привели к этому – в материале «ФедералПресс».
О чем говорит статистика
Количество преступлений, совершенных иностранцами и лицами без гражданства на территории Югры, за период с 2010 по 2021 год снизилось на 71,1 %. Об этом свидетельствуют данные портала правовой статистики Генпрокуратуры РФ.
Пиковые значения наблюдались в 2010 и 2013 годах, тогда было зафиксировано 784 и 777 преступлений соответственно. После – постепенное снижение. Падение показателей отмечено в 2017 и 2018 годах, количество преступлений упало на 21,9 % и 24,2 %. Серьезное снижение наблюдалось и в пандемийные годы – на 18 % и 16 %. Минимум отмечен в прошлом году – 266 случаев.
Любопытна и статистика преступлений, совершенных гражданами из стран СНГ. За 12 лет максимальный показатель был зафиксирован в 2013 году – 729 случаев, минимум отмечен в прошлом году – 226 случаев. Снижение произошло на 68,9 %.
Как и в предыдущей категории, самое большое снижение отмечено в 2017–2018 годах – на 20–26 %. В пандемию показатели упали на 16–24 %.
В 2010 году доля преступлений, совершенных иностранцами и гражданами СНГ, от общего количества преступлений составляла более 2 %, а в 2021 году – 1 %.
Примечательно, что 12 лет назад в рейтинге по числу таких преступлений Югра находилась на шестой позиции, в текущем году – на 28-м месте.
Как поменялась миграционная политика
Снижение преступности среди данной категории граждан в 2017–2018 годах объясняется тем, что страна с этого периода вплотную занялась миграционной политикой. На то были причины. В последнее время каждый эксцесс или преступление, связанное с мигрантами, вызывал очень серьезный резонанс в обществе и мог привести к межнациональным конфликтам.
Так, была принята концепция государственной миграционной политики на 2019–2025 годы. Одни из основных принципов – приоритет интересов РФ и российских граждан, комплексность решения задач миграционной политики, координация деятельности федеральных, региональных и муниципальных органов власти в сфере миграции и др.
Директор юридического института Югорского госуниверситета и эксперт ассоциации «Независимый общественный мониторинг» Станислав Розенко согласен, что проблема с преступностью среди иностранных граждан и выходцев из стран СНГ имела место и государство не могло на нее не отреагировать. «Воздействие было не только уголовно-правовым, но и с точки зрения административно-правового регулирования», – отметил он.
Собеседник «ФедералПресс» подчеркнул, что речь идет не об ужесточении миграционной политики, а о наведении порядка в этой сфере.
«Точность соблюдения правовой нормы не означает, что здесь есть только репрессии. Были усовершенствованы многие правовые и государственные механизмы в этой сфере, они стали работать более детально. И давайте исходить из того, что этому предшествовало еще и достаточно пристальное изучение проблемы, поскольку эта тема становилась горячей информацией в СМИ и Интернете. Стали более деятельно реагировать», – пришел к выводу Розенко.
Профилактика и работа с кланами
Сыграла свою роль и профилактическая работа, проводимая миграционной службой, а также изменение статуса ведомства, считает эксперт. Если ранее служба была самостоятельным подразделением, то сейчас она действует в рамках МВД России.
Также страна начала работать с неблагонадежными иностранцами, которые совершают административно-наказуемые деяния – живут в России без регистрации или работают без официального трудоустройства.
«Подобные категории лиц, которые традиционно являются криминогенными, стали потихонечку либо покидать территорию России, либо почувствовали на себе внимание государства. Они поняли, что будет именно государственно-правовое воздействие, то есть безнаказанности уже нет», – отметил эксперт.
Примечательно, что участие мигрантов в уличных преступлениях уменьшилось (в стране в целом уменьшилась уличная преступность). Как отметил собеседник издания, на это существенно повлияла система видеонаблюдения, которая внедряется в городах. Она оказывает необходимое профилактическое воздействие.
«Зачастую указанные субъекты совершали хулиганские действия и преступления против здоровья и собственности. Теперь с этим немного стало проще. Видеонаблюдение позволяет обнаружить, кто был инициатором стычки и драки, портил остановки и тому подобное», – добавил Розенко.
Следует упомянуть, что государство обратило пристальное внимание и на профилактику в самих диаспорах. Началось более активное взаимодействие с общинами, с представителями старейшин тех или иных народностей, так как подобные преступления затрагивают межнациональные отношения.
«Им тоже подобные ситуации, когда конфликт возникает из ниоткуда, не нужны. Зачастую те или иные кланы и общины вписались, вступили в определенные экономические отношения, поэтому им такие эксцессы просто не нужны и опасны, поскольку это мешает бизнесу», – пришел к выводу эксперт.
Фото: ФедералПресс / Полина Зиновьева