Служба безопасности Украины провела обыски в Киево-Печерской Лавре. Силовики заявили, что таким образом пытаются «пресечь подрывную деятельность российских спецслужб». Почему официальный Киев ополчился на православную церковь и каковы причины раскола среди православных Украины? Читайте в материале «ФедералПресс».
Охота на православных
СБУ провела массовые обыски на территории Киево-Печерской Лавры – крупнейшего монастырского комплекса, в настоящее время принадлежащего Украинской православной церкви Московского патриархата. Украинские силовики заявили: на территории монастыря якобы были найдены пророссийская литература, российская валюта, а также два миллиона гривен и сто тысяч долларов США.
Всех насельников монастыря заставили пройти проверку на полиграфе. Соответствующие материалы уже намереваются передать в правоохранительные органы. Репрессии против монахов Киево-Печерской Лавры начались после публикации видео, на котором верующие поют песню со словами «Звон плывет, плывет над Россией, пробуждается матушка-Русь». Священнику, при котором эта песня исполнялась, уже было запрещено служение.
Обыски СБУ проводило не только в Киево-Печерской Лавре. В двух монастырях Ровенской области, что на Западной Украине, спецслужбы проводили «осмотр территории» и «проверку граждан на предмет их причастности к противоправной деятельности в ущерб государственному суверенитету Украины».
Звериная русофобия
Вероломные действия СБУ уже осудили в России.
«В условиях эскалации конфликта злоба выплескивается на тех, кто беззащитен и виновен уж тем, что поклоняется тем же святым, совершает богослужение на том же общем древнем языке, что и Церковь, провозглашенная «вражеской», – заявил глава Синодального отдела по взаимоотношениям РПЦ с обществом и СМИ Владимир Легойда.
Давление на клириков Украинской православной церкви Московского патриархата продолжается, несмотря на декларацию ими антироссийской, или как минимум пацифистской позиции.
Историк о действиях СБУ в Киево-Печерской лавре: «Показывают, кто в доме хозяин»
Историк, эксперт РВИО Александр Макушин убежден, что действия киевской власти – очередное проявление звериной русофобии.
«Украинская православная церковь Московского патриархата – это очень серьезная сила. Несмотря ни на что, на Украине достаточно большое количество православных. Уничтожение этой святыни, покушение на нее – это показатель того, кто в доме хозяин», – рассуждает историк.
По сути, происходящее является «чем-то наподобие религиозной войны», добавил он.
Схожего мнения придерживается и политолог, заместитель директора Института стратегических исследований и прогнозов РУДН Виктория Федосова.
«Обыски в Лавре – это акция устрашения под высосанным из пальца предлогом, за который служители Лавры, к слову, уже извинялись публично», – отметила Федосова.
По ее словам, Украина борется против русских символов. «Это и сжигание в прямом эфире русского кокошника, и война за принадлежность борща, и символические удары по Крымскому мосту. Более глубинная символическая борьба идет против православной церкви», – перечисляет она.
Федосова убеждена: обысками СБУ подали сигнал Синоду УПЦ. И это давление оказало влияние на запуганных клириков.
Так, синод УПЦ МП принял заявление, в котором «последовательно выступает за сохранение суверенитета, независимости и территориальной целостности Украины».
История раскола
С чего же началось разделение церкви на украинскую и русскую и почему на Украине сейчас множество православных деноминаций, не связанных друг с другом?
Во времена СССР основной православной деноминацией на территории советского государства была Русская православная церковь, которая существовала еще до революции 1917 года. Большая часть современной Украины в царский период входила в состав Российской Империи, поэтому вопрос о самостоятельности украинских приходов не был актуален. Для управления внутренними делами церкви на Украине еще в 1921 году патриархом Тихоном был учрежден Украинский экзархат – по сути, административная единица церкви, что-то вроде автономного округа, если сравнивать с государственным устройством.
С усилением центробежных движений в советском государстве проблема автокефалии (независимости) украинской церкви вновь стала актуальной. Возглавил раскольническое движение митрополит Филарет.
Патриарх Филарет руководил раскольнической УПЦ КП вплоть до создания Православной церкви Украины в 2018 году
30–31 января 1990 года Архиерейский собор РПЦ принял «Положение об экзархатах», согласно которому Украинский и Белорусский экзархат получили право называться Украинской и Белорусской православными церквями. Это решение, впрочем, никак не меняло сути существования этих деноминаций в подчинении Московскому патриарху.
25–27 октября состоялся еще один собор, который вынес ряд дополнительных решений.
«Украинской православной церкви предоставляется независимость и самостоятельность в ее управлении», – говорилось в определении собора.
Тем не менее Украинская православная церковь являлась частью РПЦ МП, кроме того, находились церкви тогда еще в составе одного государства – СССР.
После того как Украина провозгласила независимость, начался новый виток раскола. Предстоятель УПЦ митрополит Филарет заявил, что больше не намерен подчиняться решениям московского священноначалия, и объявил об автокефалии. Он созвал учредительный собор Украинской православной церкви Киевского патриархата 25–26 июня 1992 года. Часть православных приходов перешли под руководства Филарета, а часть остались верны Украинской православной церкви Московского патриархата.
Зачем на Украине разделили православную церковь?
Церкви существовали совместно, а число прихожан среди украинцев делилось между этими деноминациями примерно поровну. Так дела обстояли до 2018 года. Политическим решением тогдашнего руководителя украинского государства – Петра Порошенко – была создана новая христианская деноминация. Ее назвали «Православной церковью Украины».
Президент Порошенко инициировал создание ПЦУ в собственных политических целях
По задумке авторов этого, в первую очередь политического, проекта, ПЦУ должна была объединить все православные приходы на Украине, и таким образом содействовать «сплочению государства». Именно это было основной целью первого «постмайданного» украинского президента, Петра Порошенко, который тогда неоднократно продвигал тезис укрепления государства на трех базисах – «язык, вера, армия».
Православная церковь Украины должна была стать полностью независимой от Московского патриархата и подчеркнуть разрыв связей Киева и Москвы. В новую церковь включили УПЦ КП и ряд иных небольших православных деноминаций. Тем не менее многие православные приходы Московского патриархата отказались присоединяться к раскольникам.
Кому выгоден раскол христиан на Украине?
Объединительный собор украинских православных церквей прошел в Киеве в 18 декабря 2018 года.
Это событие вызвало негодование как в Русской православной церкви, так и в других поместных церквях. Тем не менее участники объединительного собора обратились к Константинопольскому патриарху с просьбой об автокефалии, и просьба эта была удовлетворена. Именно Константинопольский патриарх считается «первым среди равных» предстоятелей православных церквей. 6 января 2019 года Константинопольский патриарх Варфоломей издал церковный канонический документ – Томос, согласно которому Православная церковь Украины является автокефальной, и включил ее в число других поместных церквей.
В Москве назвали это решение неканоническим и разорвали литургическое общение с Константинопольским патриархатом.
После провозглашения Православной церкви Украины радикалы приступили к непосредственному захвату храмов Московского патриархата по всей стране. На священников и мирян оказывалось давление, многих запугивали, иногда происходили и прямые теракты.
«Духи злобы поднебесной»
После начала спецоперации России на Украине угрозы и агрессия в адрес прихожан и священников Украинской православной церкви Московского патриархата усилилась. Под натиском ангажированных политиков и силовиков Собор Украинской православной церкви провозгласил «полную независимость» от Московского патриархата, что, впрочем, не изменило негативного отношения к УПЦ со стороны киевских властей.
Тем не менее в Москве надеются на то, что разделения православных России и Украины не произойдет.
«Духи злобы поднебесной ополчились на церковь нашу, хотят сделать так, чтобы между нами [русскими и украинцами] пропасть пролегла. Глубоко убежден в том, что поелику все эти усилия не от Бога и не по Божьему благословению, подлинной цели никогда достигнуто не будет», – сказал патриарх Московский и всея Руси Кирилл во время проповеди.
Фото: Michael Kudryavtsev / Russian Look / Serg Glovny / Pavlo Gonchar / Sergii Kharchenko / ZUMAPRESS.com / Wiktor Dabkowski / Komsomolskaya Pravda / globallookpress.com / ФедералПресс / Виктор Вытольский
Инфографика: ФедералПресс / Светлана Возмилова