Челябинская область

По следам Челябинского метеорита: на Южном Урале запустили новый туристический маршрут

Челябинский метеорит
15 февраля 2013 года Челябинская область стала объектом внимания всего земного шара

Возможно, не все южноуральцы осознают, насколько близко они соприкасались с историческим событием мирового масштаба, когда 10 лет назад в озеро Чебаркуль в Челябинской области упало космическое тело. Тогда-то и сам небольшой челябинский город Чебаркуль стал объектом для ученых из разных стран мира. Воспоминания о дне падения метеорита все еще свежи, а загадки до сих пор не разгаданы. Сегодня по следам челябинского метеорита может прогуляться каждый желающий – так и сделал корреспондент «ФедералПресс», пройдя по этому туристическому маршруту.

Новый туристический маршрут

В Чебаркуле сегодня активно развивают туризм в этом направлении. По словам генерального директора АНО «Центр проектного развития» Максима Мельникова, метеоритная тематика – лишь дополнение к тому потенциалу Челябинской области, который является недооцененным. Одним из самых ярких событий, посвященных юбилею со дня падения метеорита, станет МетеоритФЕСТ.

«Совместно с региональным правительством и администрацией Челябинска мы покажем большое шоу на фасаде главного корпуса ЮУрГУ. Кроме этого, у нас разработан национально-туристический маршрут «К нам прилетает даже метеорит», утвержденный Ростуризмом. Летом мы планируем запускать специальный шаттл из Челябинска. А также будем облагораживать территорию на озере Чебаркуль для досуга всей семьи», – рассказывает Максим Мельников.

Наш пункт отправления – Челябинск. По трассе М5 двигаемся на запад, прямо до указателя на Чебаркуль. На повороте в город стоит и другой навигационный указатель – «Здесь упал метеорит». На въезде в Чебаркуль стоит еще один знак. До заветного места падения метеорита остается 2 километра 800 метров – точно никто не заблудится.

«Мы закрыли пробел в отношении навигации к месту падения метеорита», – добавляет Мельников.

00ce33b50bc5642913eadbf2b4d58fbd.jpg

Потрогать метеорит руками

Все дороги Чебаркуля ведут в центр. В самом сердце Чебаркуля расположился краеведческий музей.

beeb9703682fd633e8d2ad67b2e00223.jpg

Здесь за стеклом хранится обломок метеорита. У посетителей даже есть возможность подержать его в руках. Главное – надеть перчатки. После этого гости даже получают сертификат на память.

3067e9f02f8fc35c3740799e88fd9e0e.jpg

Директор чебаркульского краеведческого музея Татьяна Запевалова опасается лишний раз брать космического гостя в руки. Но для журналистов сегодня сделала исключение. Кусок тяжелый, шершавый. Пока изменений в организме не замечено.

Директор уверяет, что далеко не все посетители горят желанием потрогать космический объект – почему-то опасаются. Татьяна Запевалова говорит, что боится непредвиденных последствий, и приводит пример необъяснимого факта: «Просто даже представить то, что этот кусок летал миллиарды лет в космосе и попал к нам, и мы можем сейчас до него дотронутся – уже осознавать это страшно. А вот еще случай: когда музей получил этот фрагмент, он сразу прошел процедуру взвешивания. Тогда он весил 3 килограмма 880 грамм. Спустя 3 года мы опять взвесили обломок. Оказалось, что добавилось 5 грамм. Поэтому голыми руками не держу. Вдруг там что-то или кто-то есть».

На самом деле случай уникальный, уверяет директор чебаркульского музея. Обычно осколки, которые упали на дно, остаются там навсегда, так как их тяжело найти. Но этот метеорит нашли благодаря рыбаку, который показал точное место.

Этот обломок [в чебаркульском музее] – лишь фрагмент огромного осколка метеорита, который достали со дна озера Чебаркуль. 16 октября 2013 года с помощью лебедки группа специалистов достала кусок весом более 600 кг. Бригада тащила его по дну. Директор музея поясняет, что дно озера позволяло применить именно такой метод – Чебаркуль не имеет перепадов глубин.

Небесное тело разделили. Теперь осколок весом 500 кг хранится в краеведческом музее Челябинска. Метеорит, который весит 25 кг, путешествует по всему миру. А в 2014 году те самые 3 килограмма 885 грамм получил музей Чебаркуля.

Место падения

Теперь можно отправляться на место падения – к озеру Чебаркуль. От центра города ехать около 4 километров.

На месте практически нет парковки. Постоянная подсветка арт-объекта в озере тоже пока не обеспечена – пока этот вопрос в разработке. Место, куда 10 лет упал метеорит, не выглядит облюбованным туристами. Здесь явно не хватает гостиниц, уютных кафе и указателей, обозначенной дороги до места падения.

На береговой линии видим стеллу. На ней выгравированы точные координаты места падения метеорита. Зимой можно легко добраться до него пешком.

23aa817be2eda540aa6c19caf59b43ba.jpg

Наст плотный, но идти можно. Однако на открытом пространстве зимой очень ветрено. Идти нужно около одного километра прямо от стеллы. Примерно на середине озера виден ориентир – небольшой арт-объект. Подходим ближе. Теперь видны знакомые очертания – это копия осколка метеорита, который хранится в Челябинском областном краеведческом музее. А вечером он светится. Правда, пока не на постоянной основе.

Корабль инопланетян

Поговорить с очевидцем падения метеорита в этих краях не составит труда. Владимир Гуров знает о метеорите не понаслышке. В 2013 году он занимал должность первого заместителя главы города Чебаркуля. Сейчас на пенсии.

Владимир Гуров помнит 15 февраля 2013 года хорошо: «Мне посчастливилось в то утро стоять у окна и смотреть в сторону Челябинска. Мы с товарищем увидели, как точка в небе разрослась в секунду. От неожиданности мы присели. Позже позвонили рыбаки и доложили, что в озеро что-то упало. Военные провели радиационную и бактериологическую разведку. А на следующий день начали приезжать журналисты со всех концов России. Позже к нам приезжали представители СМИ Италии, Японии, Китая, Дании».

Много теорий выдвигали ученые после исследований этого космического явления. Гуров готов поспорить с несколькими предположениями ученых, основываясь на собственных наблюдениях. Среди них, например, теория о том, что метеорит на самом деле залетел в Чебаркуль вертикально, а не по низкой траектории.

Очевидец поделился и другими теориями, которые ему доводилось слышать. Исследователь Лебедев из Санкт-Петербурга написал письмо президенту России, начальнику внешней разведки, губернатору области и главе Чебаркуля. В нем он подробно расписал свою версию происходящего: «Корабль инопланетян летел на Землю. Капсула отделилась и упала в озеро, а инопланетяне упали и разбились в районе реки Куваш».

Среди других версий есть и другое предположение, связанное с пришельцами: «На нашу планету летел метеорит. Чтобы спасти человечество, инопланетяне в космосе разбили его на куски. Когда один из обломков пролетал над озером, пришельцы вырезали майну на льду озера лазером и бросили осколок туда».

Метеорит в озере

Вырезали ли что-то пришельцы – оставим это конспираторам, то лунка на льду действительно большая. Она огорожена ледяными блоками. Гуров говорит о том, что диаметр майны не совпадает с реальными размерами обломка, который подняли со дна озера: «Лед был обрезан так, как будто ножом отрезали масло – настолько гладкий. А ширина майны была 8 на 6 метров. Соответственно, основной кусок до сих пор лежит в Чебаркуле, а достали мы лишь фрагмент».

Достать остатки метеорита можно. Однако это будет стоить около 10 миллионов рублей. Гуров вспоминает, что в 2013 году идей для развития туризма в Чебаркуле было предостаточно: это и строительство музея метеорита, и полеты на воздушном шаре над озером, и бутилированная вода прямиком из места падения, и булыжник для привлечения внимания. Но после огромного бума по всему миру, спустя несколько лет, все затихло, говорит пенсионер. Основная проблема для города – это недостаток средств.

Новое будущее Чебаркуля

Уже на берегу говорим с исполняющим обязанности главы Чебаркульского городского округа Олегом Ереминым. По его словам, совместно с Центром развития территории и туризма Челябинской области, в первую очередь, запланировано благоустройство подъездных путей к озеру, а также парковок. Однако одной из главных задач по благоустройству является метеоритный берег. В 2013 году, рассказывает Еремин, федеральный конкурс выиграть не удалось. Но есть надежда, что получится в этот раз.

02cc3e3e0445fabe5322634008c4d227.jpg

У туристов и местных жителей озеро Чебаркуль стало так называемым «местом силы».

«Здесь рыбачат. Говорят, что улов на месте падения метеорита хороший. А из лунок, которые оставляют после рыбалки, черпают воду. Вода у нас вкусная, целебная. Говорят, стали меньше болеть», – делится Олег Еремин.

Встретить рыбаков на этот раз нам не удалось. Однако ощущение, что сил после небольшого путешествия точно прибавилось. По дороге в Челябинск еще долго обсуждали, как может измениться Чебаркуль совсем скоро, если будет развиваться туризм. Все-таки место знаковое и живописное. Уже этим летом, уверяет гендиректор АНО «Центр проектного развития» Максим Мельников, Чебаркуль станет настоящим местом притяжения туристов со всей страны, а также местных жителей.

Ранее «Федерал Пресс» проводил опрос среди челябинцев: какие впечатления и эмоции сохранились у горожан спустя 10 лет после падения метеорита, что они знают о суперболиде – в рубрике «Глас народа».

Фото: Andrei Ladygin / Russian Look / globallookpress.com; ФедералПресс / Дарья Золина

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями УрФО в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».