Россия приостановила свое участие в договоре о стратегических наступательных вооружениях, к которым относятся ядерные силы. Это произошло на следующий день после послания президента Владимира Путина, в котором политик не исключил испытания ядерного оружия. «ФедералПресс» разбирался, что хотел показать российский лидер Западу и каков реальный риск развития ядерного конфликта.
Может ли Россия провести ядерные испытания?
Депутаты Госдумы, а затем и Совет Федерации единогласно приостановили участие России в ДСНВ. Накануне Владимир Путин назвал это решение вынужденным. По его словам, в США ведутся работы по разработке новых видов ядерных боеприпасов, кроме того, у Москвы есть данные, что Вашингтон задумывается об испытании ядерного оружия.
«В этой ситуации Министерство обороны и «Росатом» должны обеспечить готовность к испытанию российского ядерного оружия!» – сказал президент.
Путин добавил, что Россия не будет первая испытывать его, «но если США проведут испытания, то и мы проведем». Президент также заметил, что нет связи между проблематикой СНВ, конфликтом на Украине и враждебными действиями США в отношении России.
Зачем был нужен договор СНВ-3
Стратегические наступательные вооружения (СНВ) – это совокупность различных видов оружия, информационно-управляющих и обеспечивающих технических средств. Они нужны для решения стратегических задач в военном конфликте. Основу этих вооружений составляет ядерное оружие.
Договор СНВ-3 был подписан Вашингтоном и Москвой в 2010 году. Каждая сторона должна была сократить число боезарядов, чтобы через семь лет их число не превышало 1550 единиц для боезарядов и 700 единиц для оперативно развернутых средств их доставки. По данным на 2020 год, у России было 510 развернутых носителей ядерных вооружений, 1447 ядерных боезарядов, а число развернутых и неразвернутых пусковых установок составило 764. У США – 675 носителей, 1457 ядерных боезарядов и 800 неразвернутых и развернутых пусковых установок, сообщало ТАСС. В январе 2021 года договор был продлен до 5 февраля 2026 года.
Как изменится ситуация после «заморозки» СНВ-3: мнение дипломата
После приостановки участия России в Договоре СНВ-3 Москва не обязана предоставлять американским инспекционным группам посещение всех наших военных объектов, где находится стратегическое ядерное оружие, заявил член-корреспондент Академии военных наук, дипломат с 40-летним стажем Владимир Козин. По его словам, Россия будет свободна в дальнейшем производстве стратегических наступательных ракетно-ядерных вооружений и имеет право превысить лимиты, установленные договором – как по носителям, так и по боезарядам стратегического назначения.
«Это решение России принято в одностороннем порядке не только из-за блокирования Вашингтоном возможности нормальной работы российских инспекционных групп в США по условиям Договора СНВ-3 на паритетной основе, но также из-за неограниченного и бесконтрольного наращивания американцами ракетно-ядерного потенциала вокруг территории нашей страны и Республики Беларусь», – заметил эксперт.
Козин напомнил, что три ядерные державы Запада – США, Великобритания и Франция – организуют учения с применением ядерного оружия в непосредственной близости от России и Беларуси, а НАТО с 2004 года проводит операцию ВВС альянса «Балтийское воздушное патрулирование» в трех государствах Балтии: Литве, Латвии и Эстонии. В ней, подчеркнул эксперт, задействованы самолеты двойного назначения альянса, способные нести как обычные, так и ядерные вооружения.
«Ядерные доктрины у американцев, французов и англичан предусматривают нанесение первого ядерного удара по территории РФ. Это также немаловажный фактор», – добавил Козин.
Зачем Путин решил «встряхнуть» Вашингтон
Риск ядерного конфликта с Западом существовал и без приостановки этого договора, отмечает военный эксперт Борис Рожин. По его словам, устойчивое повышение этих рисков наблюдалось в течение полутора-двух лет. Действия Москвы являются следствием существования этих рисков, добавил собеседник агентства.
«Стороны будут доводить количество носителей и блоков до договорного, а также возникают дальнейшие опции, связанные с модернизацией элементов. Неопределенность в этом вопросе для обеих сторон будет повышаться и дальше», – считает Рожин.
США сейчас не пойдут на испытания ядерного оружия, убежден эксперт РИСИ Сергей Ермаков. Как только США проведут это испытание, Россия не будет считать себя связанной по договору о запрещении ядерных испытаний, добавил собеседник.
Говоря об опасности ядерного конфликта, Ермаков отметил, что опасность повышается, но не из-за приостановки участия России в этом договоре. «Фактически США объявили нас врагом в рамках НАТО, более того, против нас ведутся мероприятия в военном отношении. Это действительно повышает риск и ведет к тому, что Россия в плане защиты может применить ядерное оружие. Об этом мы говорим честно и открыто, это записано у нас в военной доктрине. Значит ли, что повышается риск обмена ядерными ударами? Об этом речи нет», – пояснил специалист.
По его словам, Россия заявила о приостановке в СНВ-3, чтобы «встряхнуть другую сторону», чтобы они осознали, на какую опасную дорогу встали и куда дальше эскалируют конфликт.
Директор Центра военно-политических исследований МГИМО Алексей Подберезкин считает, что приостановка СНВ-3 уменьшает риск ядерного конфликта.
«Мы стали адекватно реагировать на соотношение сил, на то, что делают американцы. Наша адекватная реакция ведет к уменьшению рисков. Мы делали вид или не замечали, что делали США раньше», – сказал эксперт.
Подберезкин подчеркнул, что для Запада этот договор всегда был инструментом достижения преимущества. «Здесь иллюзий питать не нужно, они никогда не ограничивали ничего», – добавил аналитик.
Показательный акт президента
Нынешние утверждения, что мы как никогда близки к ядерному конфликту – это специальная информационная эскалация, которая не подразумевает, что она станет реальностью, считает политолог Илья Гращенков.
«Договор ни одной, ни другой стороне сильно не связывал руки. Это скорее показательный акт, а раз он показательный, то вокруг него будет много информационных спекуляций», – убежден президент Центра развития региональной политики.
Эксперт считает, что он даже не приведет к гонке вооружений. Гращенков полагает, что приостановка СНВ-3 нужна была Путину в качестве ответа на действия западных лидеров.
«Западные лидеры очень мощно сплотились вокруг России, Путину в своем выступлении нужно было дать ответ коллективному Западу, что какие-то действия на расширение возможного ответа. Извлечена из арсенала ядерная «дубинка», но сейчас она извлечена не просто, а с выходом из договора», – добавил он.
Фото: IMAGO/MATEUSZ SLODKOWSKI/FOTONEW/www.imago-images.de / Globallookpress.com, Mikhail Metzel/Kremlin Pool/ Keystone Press Agency / Globallookpress.com, Andrew Harrer - Pool via CNP / Consolidated News Photos / Globallookpress.com
Эксклюзивы «ФедералПресс»