Цены на проезд по отдельным маршрутам общественного транспорта в Иркутске недавно снова выросли. Горожане готовы к тому, что это не предел, а перевозчики настаивают: для рентабельной и бесперебойной работы тарифы необходимо поднять еще выше. Чего ждать иркутянам и какая стоимость является экономически оправданной, выяснял «ФедералПресс».
Не успели привыкнуть, и вот опять
Глядя в окна общественного транспорта, иркутяне наверняка вспоминают счастливый 2018 год, когда поездка в частном транспорте города еще стоила 15 рублей. После цены стали уверенно поднимать: сначала до 20–25 рублей, в 2022–2023 годах уже не единожды – до 30–35 рублей. Подобные новости происходят часто. Например, в марте придется больше платить за проезд по маршрутам № 4к, 27, 28, 28р, 10к – и это не весь список. А ведь не прошло и года, как ездить по некоторым из них уже стало дороже.
Она пожаловалась также на то, что в часы пик в отдаленных районах города машины с трудом справляются с большим количеством горожан, пытающихся добраться до нужных пунктов. Единственной радостью женщины являются большие муниципальные автобусы, которые изредка попадаются на маршрутах и в которых можно «более-менее разместиться».
Свобода № 220
В городе, по данным из открытых источников, муниципальный и частный транспорт занимают примерно по половине рынка. При этом цены на проезд разнятся: в государственном стоимость с лета 2022 года поднялась с 15 до 25 рублей – прежде она не повышалась 6 лет.
Что касается частных перевозчиков, то в вопросе установки тарифа они не ограничены: такую свободу им подарил вышедший несколько лет назад закон № 220 «Об организации регулярных перевозок пассажиров…», позволяющий назначать цену самостоятельно без согласования с властями.
В министерстве транспорта и дорожного хозяйства Приангарья «ФедералПресс» объяснили, как это работает: «При осуществлении перевозок по регулируемым тарифам перевозчик руководствуется приказом службы по тарифам Иркутской области, при осуществлении перевозок по нерегулируемым тарифам перевозчик самостоятельно определяет тариф. Российским законодательством не урегулированы права перевозчиков по срокам изменения тарифов».
Чтобы увеличить цену на проезд, частной компании достаточно за 30 дней просто уведомить региональное министерство о своем намерении.
Вынуждены поднимать
Несмотря на предоставленный карт-бланш, коммерческие предприятия стараются не злоупотреблять возможностью. И, по предварительным подсчетам, для того чтобы частная организация нормально существовала, нынешнюю стоимость проезда нужно поднять примерно в 2 раза – об этом «ФедералПресс» рассказал руководитель партнерства «Объединение автопредприятий Иркутска» и директор транспортной компании «Транс-ЛСО», которая занимается перевозками в Ленинском округе города, Сергей Ошурков.
Сергей Ошурков пояснил, что повышение – не прихоть, а необходимость, поскольку почти все основные статьи расходов транспортных организаций за полгода существенно подросли.
С учетом повысившихся цен на продукты и другие товары в магазинах организация старается больше платить и водителям. Не забывают регулярно повышать цены и заводы, у которых предприятия приобретают транспорт.
При этом, несмотря на не самую благоприятную обстановку, пока дополнительно повышать цены на проезд в текущем году частник не собирается.
Общая боль
Частные перевозки в Иркутске пока остаются болезненной темой для всех: местные власти не могут повлиять на их цену, местные жители недовольны качеством, а перевозчики надеются, что ГСМ, запчасти и прочее не будут расти кратно, а также на вероятную помощь от властей, которая пока оказывается в недостаточном, по их мнению, объеме.
Ранее «ФедералПресс» рассказывал, что в Иркутске был запущен троллейбус на автономном ходу «Адмирал» – транспорт в такой комплектации является единственным в России, машина пополнила муниципальный парк.
Фото: ФедералПресс / Кирилл Конторщиков
Эксклюзивы «ФедералПресс»