Свердловские производители пива и газированной воды увеличили продажи: на фоне западных санкций против России брендовые напитки стали недоступны многим уральцам. В то же время бизнесменам приходится прибегать к параллельному импорту, а государство накладывает на них новые обязательства. О том, как свердловские пивовары и лимонадники пережили санкционный год, – в материале «ФедералПресс».
Замена кока-коле
«Продажи поднялись на 30–40 %, причем именно по напиткам, которые у нас ассоциируются с колой», – рассказывает начальник производства газированной воды Varia Денис Челомбиткин на фестивале качества воды, пива, вино-водочной и безалкогольной продукции в Екатеринбурге.
«ФедералПресс» еще год назад писал о Varia – проекте «отца» сысертской питьевой воды «Виста» Андрея Кундашкина. Тогда местная газировка стоила дороже, чем «западные» напитки, но вскоре после этого Coca-Cola и Pepsi практически исчезли с прилавков. Если в некоторые магазины их и завозят из Казахстана, Узбекистана, Армении и других стран, то цену устанавливают вдвое выше докризисной.
По словам Челомбиткина, цены на Varia стараются удерживать, хотя это сложно: она производится на импортном оборудовании, запчасти для которого приходится покупать обходными путями. Переходить на китайские аналоги компания не рискует.
Кроме того, в июле будет введен акциз на сладкие напитки – 7 рублей с каждого литра. Сысертские лимонадники уже работают над фитнес-серией – напитками без сахара, которые не будут облагаться акцизом.
Примечательно, что в условиях санкций Varia начали поставлять в Европу: как объяснил Челомбиткин, одному испанскому бизнесмену сысертская газировка понравилась больше, чем «родная» кола. Впрочем, он покупает только небольшие партии по три-четыре поддона. А вот попытки наладить экспорт в Казахстан ни к чему не привели: местная газировка гораздо дешевле, и конкурировать с ней Varia не может.
Еще один свердловский производитель – владелец «Полевской варни» Кирилл Плотников – год назад жаловался мэру Полевского Константину Поспелову на проблемы, вызванные санкциями: подорожание упаковки и сырья для пива. За прошедший год его фирма не только не разорилась, но и сумела зайти в крупные сети: до этого в Екатеринбурге ее газировку можно было найти только в фирменном магазине или небольших заведениях. Как рассказывают представители компании, чаще всего свердловчане покупают мохито.
Летом «Полевская варня» тоже ждет подорожания газировки из-за акциза на сладкие напитки, но отказываться от сахара не собирается. Вместо этого она обещает расширить линейку несколькими вкусами, в том числе экзотическим карамельно-кофейным.
Новые сорта пива
Ростом продаж хвастаются и свердловские пивовары: «Тагильское пиво» семьи Михайловых за год увеличило объемы на 15 % и ввело два новых сорта, рассказывает менеджер Ульяна. Компания связывает это с подорожанием импорта: линия Bergauer рассчитана как раз на замещение иностранного пива. При этом тагильские пивовары тоже столкнулись с санкциями: ввозить солод и хмель приходится при помощи параллельного импорта.
Между тем на рынке бутылочного пива появляется новый игрок: белоярский «Дикий хмель» Александра Петрова (не путать с одноименным депутатом Госдумы), Вадима Титова и Альберта Фарвоздинова, ранее выпускавший только разливное, выходит в розницу. По словам представителей компании, сырье и почти все оборудование на предприятии российское, так что санкции его почти не задели. На фестиваль из Белоярского привезли несколько сортов светлого и темного пива, со временем к ним должны добавиться крафтовые пивные напитки. Ожидается, что к лету «Дикий хмель» начнут продавать в одной из сетей.
Свою долю рынка занимает и безалкогольное пиво, которое позволяет производителям обходить некоторые ограничения. Например, пивовары могут спонсировать спортивные фестивали – формально там рекламируется только безалкогольный вариант, но фактически продвигается весь бренд, объясняет источник в одной из компаний. На фестивале показали и появившийся незадолго до санкций Nippel от тверского холдинга «Афанасий»: пиво продается как безалкогольное, но особые дрожжи позволяют покупателю сбраживать его самостоятельно, «добавляя» градус. Свердловские пивовары пока до такого не додумались.
«То разнообразие, которое сегодня предлагает рынок, не может не удивлять, и не радоваться этому невозможно», – прокомментировала обилие сортов пива директор института менеджмента, предпринимательства и инжиниринга УрГЭУ Вера Соловьева.
На рынок минералки трудно зайти
Не все производители свердловских напитков могут похвастаться коммерческим успехом. Так, бизнесмен Сергей Мокеев создал компанию «Зеленоборское», чтобы освоить месторождение минеральной воды неподалеку от поселка Пышма. Но, как говорит представительница фирмы Ирина, пока продажи идут туго.
«Мелкие торговые точки хотят раскрученные бренды вроде «Святого источника», а большие сети сильно просаживают по цене. Компании с огромными оборотами могут позволить себе продавать даже с минимальной наценкой, а нам это невыгодноканал, чтобы продвигать свою воду, – пока в нем всего 12 подписчиков. Там рекомендуют использовать напиток не только для питья, но и для умывания, а также в быту – вместо чистящих средств и даже в качестве удобрения.
Мокеев не унывает и даже планирует освоить еще одно месторождение под Сысертью – там он хочет разливать питьевую воду. Среди идей «Зеленоборского» – фестиваль традиционных напитков в Екатеринбурге и организация мультибрендовой доставки.
«Сейчас, допустим, у «Висты» есть своя система доставки. А можно сделать так, чтобы у покупателя был выбор», – объясняет Ирина.
Фото: ФедералПресс / Александр Калинин