На Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже стоимость бензина АИ-92 в понедельник обновила свой исторический рекорд, превысив 59 тысяч рублей за тонну. Цена на АИ-95 немного спала, но тоже держится на высоком уровне. Как это влияет на розничную продажу и хватит ли россиянам бензина, «ФедералПресс» рассказал заместитель гендиректора института национальной энергетики Александр Фролов:
«Почему летом происходят такие скачки цен на бирже и в рознице? Если вспомнить 2018-й или 2021 год, то именно в летние месяцы был зафиксирован спрос на топливо из-за развития автомобильного туризма. Вдобавок в России сейчас обновляется автопарк, и спрос растет на бензин марки АИ-95. Я не утверждаю, что топливо с более низким октановым числом не покупают, просто у «девяносто пятого» спрос больше.
Дополнительно Минэнерго РФ и нефтяные компании согласовали план ремонтов нефтеперерабатывающих предприятий на весну и лето. К моменту этих работ создаются запасы топлива, чтобы удовлетворять спросы потребителей. Общий спрос энергетики просчитывают, но не учитывают спрос на АИ-95.
В прошлые годы мы тоже сталкивались с ситуациями, когда скакали цены, и систему доработали, но не до конца. В текущем году на нее негативное влияние оказало Министерство финансов РФ, которое в апреле заявило об уменьшении индексирующей надбавки. Как это стали подавать в СМИ – если надбавку сократят, значит, компании прекратят поставки на внутренний рынок. Я с удивлением все это читал, потому что у нас в стране есть регулирующие механизмы, которые обеспечивают стабильность поставок на внутренний рынок. Но как это воспринимает потребитель – бензина не будет. И владельцы независимых сетей решают сделать дополнительный запас. В итоге у нас и так пиковый спрос, который не отрабатывается, а тут еще возникает дополнительный.
Мы пришли к ситуации, когда все эти обстоятельства привели к росту котировок. На летний сезон 2024 года правительству стоит учитывать пик спроса на бензин, возможно, нужно установить квоты на поставку. Планирование должно быть более приближено к реалиям.
Что касается розничных цен, то тут регуляторами рынка выступают крупные сети АЗС, с которыми, как я уже говорил ранее, правительство заключило ценовой договор. Например, в стране есть регион, в котором в течение нескольких лет можно наблюдать, как выглядит топливный рынок, если нет крупных компаний, – Крым. В республике цены на бензин на 3–4 рубля выше средней рыночной. Такая ситуация не изменится до того момента, пока не придет крупная компания и не установит свои ценовые индексы».
Фото: ФедералПресс / Евгений Поторочин
Эксклюзивы «ФедералПресс»