29 сентября 1957 года в 16 часов 30 минут на промплощадке ПО «Маяк» в ЗАТО Озерск прогремел мощнейший взрыв. 20 миллионов кюри заразили местность, где проживали 270 тысяч человек. Им не сообщили о смертельной опасности и даже заставили участвовать в ликвидации последствий. О первой ядерной катастрофе в СССР молчали более 30 лет.
Катастрофа в Озерске
Страшнейшая техногенная катастрофа, сопоставимая по мощности с Хиросимой, произошла в теплое воскресенье сентября. Многие жители проводили его на стадионе. В тот день шел важный матч между двумя ведущими футбольными командами. Когда земля задрожала под ногами – никто не испугался.
«Решили, что это либо гром, либо строители работают – ведь в то время они часто проводили взрывы в городе, на карьере и промплощадке. Поэтому в городе никакой тревоги не было», – рассказал челябинский краевед Вячеслав Лютов.
На самом деле в гигантской банке № 14, где в жидкой форме хранились соединения плутония, повредилась система охлаждения. Высокоактивные отходы закипели и разогрелись до 330 градусов. Взрывом выбило 160-тонную крышку, и в небо поднялось огромное радиоактивное облако.
Политолог оценил риски катастрофы на Запорожской АЭС: «Вполне ожидаемо»
Общая активность радионуклидов составила 20 миллионов кюри. При самом взрыве никто не погиб, но жители получили значительную дозу облучения, которая привела к смертельным заболеваниям. Но все это было после. Сначала гражданское население помогало ликвидировать последствия. Только спустя 8 дней после аварии началась эвакуация.
Под грифом «секретно»
Информация об эвакуации для местного населения стала шоком. Им никто не объяснил, что случилось и на сколько они уезжают из родного дома.
«У меня дедушка из Кыштыма. Он помнит это время и общую панику. Власти молчали, люди гибли потом сотнями от страшных болезней», – рассказала «ФедералПресс» жительница ЗАТО Трехгорный Наталья.
Даже сами чиновники тогда еще не осознавали ужас произошедшего. Говорить об аварии вслух всем запретили с самого «верха». Тихо уволили главного инженера, а директора комбината перевели в другую «запретку». Соцсетей тогда не было, а пресса молчала. Лишь газета «Челябинский рабочий» выпустила жизнерадостную заметку о том, что южноуральцы наблюдали «свечение неба, похожее на полярное сияние».
Чтобы не пугать людей, полученную радиацию измеряли у детей и шутя говорили, что сейчас узнают «кто больше всех каши съел». Ребятишки радостно подставляли животы. 40, 50 мкР/сек – естественный гамма-фон у всех был превышен в разы.
Причины трагедии
В гонке вооружений первостепенной задачей стояло изготовление атомного оружия в сжатые сроки. Это и стало причиной катастрофы. Американцы уже продемонстрировали всему миру силу в Хиросиме, СССР срочно требовалось наладить производство.
Спешка была страшная: строители возводили стены, а конструкторы еще не дочертили проект, не хватало спецодежды, оборудования, рабочих рук. Да и перерабатывать высокоактивные отходы не умели – попросту сливали в реку Теча.
Авария на ПО «Маяк» стала косвенной причиной еще одной техногенной катастрофы. Поскольку о взрыве все молчали, то и выводов сделано не было. В итоге в 1986 году взорвался энергоблок на Чернобыльской АЭС. Там все было также – спешка при строительстве и отключение охлаждающих установок.
Сегодня радиационный фон в Озерске не отличается от природного. Химический комбинат «Маяк» до сих пор продолжает свою работу. Однако повторение аварии исключено. Теперь высокоактивные отходы не хранят в жидком виде. Их делают твердыми, компактными и безопасными. На протяжении радиоактивного шлейфа действует санитарно-защитная зона – Восточно-Уральский государственный заповедник, куда до сих пор не пускают без спецпропуска.
Ранее «ФедералПресс» сообщал о том, что 34 года назад произошла крупнейшая в России железнодорожная катастрофа. Погибли около 600 человек: точное число жертв неизвестно до сих пор.
Фото: ФедералПресс / Евгений Поторочин