Несмотря на то что Урал – родина финно-угорских народов, в частности, манси, в Свердловской области их проживает немного. Община из 137 манси компактно проживает в Ивдельском городском округе, на границе с ХМАО. Местные власти и меценаты пытаются сберечь уникальную культуру и быт древнего народа. Но современная действительность безжалостна к их образу жизни.
Кто такие манси?
Манси – в далеком прошлом именовавшиеся «вогулы» – коренной народ, проживающий преимущественно на территории Ханты-Мансийского автономного округа. Манси родственны финнам, венграм, ненцам. В геноме современных российских татар, согласно последним исследований ученых, как ни странно, больше влияния финно-угров, нежели тюрков.
Самоназвание «манси» означает «человек» и восходит к прафинно-угорскому слову *mańćɜ («мужчина, человек»). Этот народ сохраняет свой язык, обычаи, остатки языческих верований. Традиционно манси занимаются охотой, рыболовством, оленеводством, живут в тайге. Однако в настоящее время молодежь «лесного народа» предпочитает перебираться в города и жить там, полностью ассимилируясь с русскоязычным населением.
Свердловские манси
Как уже было сказано, на севере Среднего Урала проживает 137 манси, причем только половина из них ведет более-менее традиционный образ жизни, связанный с лесом.
Манси Николай Тимофеевич Пелин в национальной одежде
«Чуть больше 60 человек живут в поселках Ушма, Бурмантово, Юрта Пакина, Пома, Кандыбино, Лепля, Юрта Бахтияровых. Юрт Бахтияровых на самом деле было две. Но у одного из Бахтияровых дом сгорел. Сейчас думаем, как его восстановить», – рассказал председатель общественной организации «Социальная помощь и поддержка ивдельских манси» Валерий Зенков.
По его словам, часть местных манси, увы, подвержена пагубному пристрастию к алкоголю, что накладывает отпечаток на их быт. Представители малого народа, как и их предки, пытаются зарабатывать на жизнь охотой и сбором дикоросов: грибов, ягод, золотого корня. В качестве объектов промысла выступают лоси, олени, соболя. Чтобы облегчить «лесному народу» передвижение по тайге, власти ежегодно закупают для них по три снегохода.
«Три снегохода на 60 человек – много это или мало? Наверно, было бы нормально, если бы снегоходы были долговечнее – эти постоянно ломаются. Мы вынуждены приобретать отечественные, они выходят из строя быстрее импортных. Но импортные сколько сейчас стоят, сами знаете», – поделился опытом Валерий Зенков.
Летом некоторые манси подрабатывают, в основном в сборе дикоросов и заготовке кедрового ореха. Есть задумка задействовать их в туристическом бизнесе, тем более что свердловские власти озадачились прокладкой турмаршрута на знаменитый перевал Дятлова, который как раз начинается в поселке Вижай под Ивделем.
Губернатор Евгений Куйвашев, омбудсмен Татьяна Мерзлякова и дети манси
«Мы посчитали: нужно купить четырех оленей и две упряжки, чтобы туристов можно было возить не только на снегоходах и квадроциклах. Кому-то ведь может понравиться и такая экзотика. Разводить оленей и заботиться о них готов Валерий Анямов. Может свозить показать святые места манси», – рассказал Валерий Зенков.
Представители малой народности ездили на Ирбитскую ярмарку, на фестиваль малых народов в Чувашии, где выставляли традиционный мансийский чум.
Однако, сетует Зенков, среди коренного народа остается все меньше приверженцев традиционного образа жизни.
«В поселках молодежи практически не осталось. Все стараются перебраться в город. Дети учатся в школе-интернате в Ивделе. Еще у нас есть 10 студентов. Одна девочка у нас учится в Санкт-Петербурге, кто-то в Екатеринбурге. Каждому студенту платим стипендию 5 тысяч рублей в месяц, оплачиваем питание и проживание», – рассказал председатель общественной организации.
Даже встраиваясь в «большой мир», манси помнят о своей культуре
Деньги на эти нужды берутся из фондов, которые пополняются социальными партнерами – УГМК и компанией «Полиметалл», которые ведет разработку месторождений полезных ископаемых в Ивдельском ГО. За счет выделяемых промышленниками средств манси перед паводком завозят продукты, обеспечивают их дровами, медицинской помощью, обеспечивают бензогенераторами, спутниковыми тарелками и другими предметами быта для комфортного проживания в лесной местности. В настоящее время Валерий Зенков подумывает о покупке транспорта, чтобы манси могли без труда путешествовать на «большую землю».
Мост к цивилизации
На самом деле промышленники вкладывают в помощь местным жителям гораздо больше средств, точечная помощь манси – лишь часть большой работы. Как рассказали в мэрии Ивделя, уже больше пяти лет действует соглашение о социально-экономическом сотрудничестве с «Полиметаллом». За счет выделяемых компанией средств ежегодно финансируются ремонты и оснащение учреждений образования и культуры, проекты по развитию инфраструктуры и созданию комфортной городской среды. Кроме того, социальные инвестиции были направлены на строительство мостовых переправ через реки Талица и Вижай, выполнены ремонты мостов у поселков Маслово и Бурмантово, выполнено проектирование моста через реку Лозьва в районе поселка Ушма. Все это позволяет сделать безопасным и более комфортным передвижение к отдаленным северным территориям.
Меценаты помогают манси со связью, медпомощью и другими необходимыми благами цивилизации
Областные и местные власти сейчас всерьез задумались над тем, как сделать эти края еще более привлекательными для туристов и как трудоустроить в эту сферу представителей коренных жителей. Туризм придаст импульс развитию городского округа, что, в свою очередь, повысит качество манси, позволив сохранить ее уникальную древнюю культуру.
Ранее «ФедералПресс» писал об особенностях золотодобычи в современной России.
Фото и видео предоставлены Валерием Зенковым
Энциклопедия коренных народов России