Рынок изумрудов в мире невелик: этих самоцветов добывают меньше, чем других драгоценных и полудрагоценных камней. Крупнейшие залежи расположены в Колумбии, Бразилии и Замбии, имеются они – но в меньших количествах – и в других странах Америки, Африки, Азии, Ближнего Востока и в Австралии. Среди лидеров по добыче – Россия, разрабатывающая самое крупное в Европе изумрудно-бериллиевое месторождение Малышевское (Свердловская область). Находящееся под управлением «РТ-Капитал» (входит в «Ростех»), сегодня оно ожидает технического перевооружения, которое повлияет на его дальнейшую судьбу. Как эти планы отразятся на рынке? «ФедералПресс» расскажет в рубрике «Драйверы экономики».
Назад в будущее
С тех пор, как в 1883 году на крестьянских покосах Екатеринбургского уезда тогда еще Пермской губернии были найдены первые изумруды и спустя год был заложен прииск, ставший частью изумрудных копей Урала, произошли кардинальные изменения в развитии месторождения. Сначала получив в советское время, а затем потеряв после распада СССР статус крупнейшего в мире производителя изумрудов, Малышевский рудник сегодня вновь нацелен на рост. Простояв долгие 15 лет, изумрудный промысел возобновил промышленную добычу лишь в 2011-м, с передачей лицензии на право пользования недрами «Калининградскому янтарному комбинату», а с начала 2020-го, когда АО «Мариинский прииск» взял в доверительное управление «РТ-Капитал», кажется, обрел шанс вернуть уральским самоцветам былую славу – как в прежние времена.
К этому моменту потребности российского рынка в значительной мере удовлетворялись за счет отечественного производства. По данным DIscovery Research Group, добыча изумрудно-бериллиевой руды здесь возросла до 85 тыс. тонн в 2019 году с 65 тыс. тонн в 2015-м. В 2020 году, по информации ТАСС, здесь добыли 150 кг изумрудов, а в целом, по сведениям «Вестника золотопромышленника», к этому периоду предприятие ежегодно перерабатывало 94 тыс. тонны руды, добывая, помимо упомянутого объема изумрудов, еще и 2,5 кг александритов и более 5 тонн бериллов (основного минерала бериллия).
Сейчас «Мариинский прииск» занимает значительную долю на рынке изумрудов, продавая их не только внутри России, но международным покупателям.
«Мариинский прииск» продает изумруды на внутреннем и мировом рынках. Соответственно, огранка осуществляется в России и за ее пределами. Правда, точные объемы экспорта определить сложно, зато можно прикинуть по каким направлениям он идет. Вероятно, в дружественные к России страны Азии – Индию, возможно в Китай. Все-таки Индия обладает сильной гранильной индустрией, Китай тоже старается ее развивать. Также изумруды могут продаваться в ОАЭ, они входят в число лидирующих в мире центров по торговле драгоценными камнями. Россия же, в свою очередь, является крупным поставщиком изумрудов на глобальный рынок. Помимо нее, изумруды добываются в Бразилии, Замбии, Колумбии и Афганистане, однако они зачастую уступают по качеству российским камням. Поэтому наши изумруды пользуются спросом везде», – отметил «ФедералПресс» эксперт в сфере промышленности, кандидат экономических наук Леонид Хазанов.
В 2017-м заявлялось о планах к 2025 году в 10 раз увеличить добычу изумрудов, александритов и бериллов за счет внедрения современных технологий и разработки новых месторождений и инвестиций в проект около 5 млрд рублей, однако на сегодняшний день о каком-либо значительном производственном росте не сообщалось.
В «РТ-Капитал» на запрос «ФедералПресс» о развитии проекта на момент публикации материала не ответили.
На сайте компании содержится информация о том, что совокупно за период опытно-промышленной разработки Малышевского месторождения, стартовавшего в 2015 году, было отбито 142 тыс. кубометров горной массы, из которой получено 670 кг изумрудов, 12 кг александритов и более 27 тонн ювелирно-поделочных бериллов. Кроме того, впервые за последние 30 лет здесь началась разработка новых выработок изумрудно-бериллиевых блоков.
Об удивительном потенциале Малышевского рудника ранее говорили находки образцов довольно крупных размеров: в 2012-м здесь был обнаружен изумруд массой 637 г, в 2013-м – штуф весом более 1 кг, в 2018-м – самый крупный камень длиной 14 см, шириной 7 см и весом свыше 1,5 кг, а в 2020 году найдено шесть гигантов.
Сейчас самоцветные камни добывают в шахте на глубине до 360 метров. Горная масса взрывается, изумруды извлекаются, остальной объем вскрытой породы отправляется на обогатительную фабрику для промывки, дробления и дальнейшего отбора и сортировки – изменение технологии дробления руды для получения крупного образца с сохранением природной формы в готовом сырье позволяет получать более качественные камни. Однако руководство прииска уже объявило о планах по консервации шахты и переводу месторождения на более дешевую открытую разработку (что вызвало у шахтеров опасения по поводу возможных сокращений и даже привело к кратковременной забастовке прошлым летом).
«На мой взгляд, переход «Мариинского прииска» под контроль «Ростеха» благоприятно сказался на его деятельности, хотя, конечно, без трудностей не обошлось – достаточно вспомнить забастовку горняков, случившуюся в прошлом году. Но подобное может произойти с любым предприятиям. В случае «Мариинского прииска» его сотрудники неправильно поняли руководство, только и всего. В конце концов стороны нашли общий язык, и ситуация нормализовалась, – рассказал «ФедералПресс» Леонид Хазанов. – В настоящее время «Мариинский прииск» продолжает разрабатывать одноименное изумрудно-бериллиевое месторождение – единственное из эксплуатируемых в нашей стране (еще одно крупное месторождение, Ермаковское в Бурятии, до сих пор законсервировано). В модернизацию его оборудования вкладываются серьезные средства, люди получают зарплату. Поскольку он является единственным предприятием для поселка имени Малышева, от стабильности его деятельности напрямую зависит жизнь проживающих в нем людей, а это – свыше 8 тыс. человек».
Чтобы еще больше раскрыть возможности прииска, была принята новая стратегия развития, предполагающая поэтапную реализацию программы технического перевооружения и реконструкции предприятия, а также проекта роста.
После завершения в 2022 году комплексной оценки месторождения и утверждения Госкомиссией по запасам полезных ископаемых новых результатов (к слову, последний оперативный подсчет запасов выполнялся в 1992 году. – Прим. авт.) числящиеся на государственном балансе запасы изумрудов выросли на 30 %, оксида бериллия – на 10 %, а максимальная проектная мощность по добыче руды расширилась до 450 тыс. тонн в год. Согласно оценкам, содержащимся на сайте «РТ-Капитал», запасы изумрудов здесь могут превышать 60 тонн (в прошлогоднем релизе также приводились данные о подтвержденных запасах изумрудно-бериллиевой руды Малышевского и Аульского месторождений, превышающих 13,4 тыс. тонн, оксида бериллия – порядка 17,3 тыс. тонн). Кроме того, как отметили в компании, впервые наряду с изумрудами и оксидом бериллия были утверждены используемые в ювелирной отрасли и промышленности попутные компоненты: александрит, фенакит, ювелирно-поделочный берилл, хризоберилл и флогопит.
«В результате переоценки Малышевского месторождения прирост числящихся запасов изумрудов составил 30 %. И пускай точные сведения о их величине не раскрываются, можно предположить, что их хватит на 50–100 лет, если не больше, – говорит Леонид Хазанов. – Давайте примем во внимание тип месторождений, к которому относится Малышевское, – берилл-слюдяные метасоматиты. В силу геологических особенностей своего образования они отличаются неравномерным распространением в горных породах жил, содержащих изумруды. И следовательно, в ходе дальнейших геологоразведочных работ на флангах Малышевского месторождения могут быть выявлены новые богатые изумрудами жилы».
Все это открывает перед предприятием серьезные перспективы. Обновленные данные по запасам вкупе с работами по техперевооружению позволяют понять потенциал добычи и обработки не только драгоценных камней, но и приступить к реализации бериллиевой программы, предполагающей строительство собственной флотационной фабрики: в соответствии с технико-экономическими выкладками она сможет перерабатывать 250 тыс. тонн руды и выпускать не менее 50 тонн готового металлического бериллия в год. Этого достаточно, чтобы занять весомую долю на мировом рынке.
Космический металл
О планах по запуску в течение трех лет полного цикла производства этого ценного металла, используемого в стратегически важных направлениях промышленности – металлургической, атомной, электронной и даже космической, было объявлено в июле 2023 года. К тому времени на предприятии должны полностью завершиться антикризисные мероприятия. Разработкой проекта флотации совместно с «Мариинским прииском» займутся «Уралмеханобр» и Ведущий научно-исследовательский институт химической технологии (ВНИИХТ), входящий в научный дивизион «Росатома».
«Добыча изумрудов останется не менее важной, как и будущее производства бериллия. Просто на Малышевском месторождении будет создан полный цикл переработки сырья – от руды до металла. И он стратегически важен не только для «Мариинского прииска», но и технологического суверенитета России в целом. Бериллия, выпускаемого «Маяком» (входит в состав «Росатома»), не хватает на всех отечественных потребителей, и поэтому он завозится из Казахстана. Однако сидеть на игле импорта российская индустрия вечно не может в силу его использования в таких стратегических ее отраслях, как атомная энергетика, лазерная и аэрокосмическая техника и т. д.», – считает эксперт Хазанов.
В советский период бериллий был основным продуктом Малышевского рудоуправления – его использовали в оборонной промышленности. А сегодня из-за проблем с флотацией бериллиевый концентрат просто складируется. Между тем, учитывая, что бериллий является одним из самых дорогих промышленных металлов в мире (цена металла черновой обработки может достигать 500 долларов за килограмм, а вакуумплавленного металлического – около 1 тыс. долларов за килограмм), это дает основание оценивать возможные будущие доходы от продажи бериллия российской стороной как довольно высокие.
Пока не опубликованы данные о реализации бериллиевой продукции в мире по итогам всего 2023 года, MetalResearch привел анализ за первые шесть месяцев, согласно которым мировые продажи выросли на 31,6 % во втором квартале относительного первого и составили на конец июня 9833 тыс. долларов, не сумев, впрочем подтянуть рынок, сильно просевший в предыдущем году. Но эксперты полагают, что у этого металла все еще впереди. В списке крупных поставщиков бериллиевой продукции на мировой рынок в прошлом году были, без учета России, США (72,18 % доли), Казахстан (16,91 %), Германия (2,84 %). Россия сможет потеснить эти и другие страны в скором будущем.
Если данным планам суждено сбыться, «Мариинский прииск», который выполняет стратегическую роль в росте российской промышленности, сможет выйти на новый качественный уровень развития.
Фото: ФедералПресс / Полина Зиновьева