Пассажирский авиалайнер Airbus A310-308 авиакомпании «Аэрофлот» потерпел крушение в 30 километрах от Междуреченска, в районе верховья реки Большой Майзас тридцать лет назад, 23 марта 1994 года. Журналисты тогда писали, что от самолета осталась груда металла, а от пассажиров и членов экипажа – лишь фрагменты тел. Вспомним, как произошла трагедия и постараемся понять, можно ли было ее избежать?
Реконструкция событий
Потерпевший катастрофу самолет Airbus A310-308 принадлежал авиакомпании «Аэрофлот» и эксплуатировался всего два года, заменив Ил-62 и Ил-86 на дальних рейсах. На момент авиакатастрофы лайнер совершил 846 циклов «взлет-посадка» и налетал 5375 часов. Опыт эксплуатации в России данного самолета был крайне мал, а потому российские следователи рассматривали в качестве одной из версий трагедии – неадекватное поведение автоматики и технические дефекты самолета.
Однако причина авиакатастрофы, которая выяснилась в ходе расследования, мягко говоря, шокировала. После случившегося авиаперевозчик изменил номер рейса Москва – Гонконг, а производитель авиалайнера Airbus переписал руководство летной эксплуатации самолетов А-310.
В ту роковую ночь в авиалайнере находились 63 пассажира и 12 членов экипажа, включая двадцать пять иностранцев, в основном жителей Поднебесной. Это был обычный плановый международный перелет, погода была благоприятной, и ничего не предвещало беды.
Самолетом управлял опытный экипаж. Командир воздушного судна 40-летний Андрей Данилов имел общий налет 10 тысяч часов. Также на борту находились:
- второй пилот Игорь Пискарев;
- сменный командир Ярослав Кудринский, имевший опыт в управлении А-310.
Вместе с командиром Ярославом Кудринским летели его дети: 13-летняя дочь Яна и 15-летний сын Эльдар.
Метеоусловия позволяли, и самолет шел на автопилоте: о том, что может произойти форс-мажор никто даже и представить не мог. Однако спустя 4 часа и 19 минут после взлета самолет внезапно рухнул в тайгу на юге Кузбасса. После крушения судно вспыхнуло. Прибывшие к месту ЧП спасатели обнаружили искореженные обломки и части тел.
Прерванный полет
После крушения авиалайнера на место ЧП выехали спасатели из Кузбасса, Барнаула и Горно-Алтайска. Позже к ним присоединились солдаты полка гражданской обороны. Ситуацию с поиском погибших и осмотром места авиакатастрофы осложняли погодные условия: вместе с первыми лучами весеннего солнца ледяная корка таяла, а вешние воды превращали землю на месте крушения лайнера в пепельно-кровавую смесь. Обломки самолета после крушения разбросало в радиусе двух километров.
В итоге тела всех погибших удалось обнаружить лишь в последние дни марта. Так что же это было: техническая неисправность, перегруз авиалайнера, мгновенная разгерметизация или непредсказуемое поведение автоматики управления? Однако расшифровка бортовых самописцев и расследование продолжительностью в год вскрыли шокирующие детали. Позже зампредседателя международного авиационного комитета Владимир Кофман скажет: «Самолет погубил ребенок...Запись на речевом самописце и расследование показали, что другие варианты исключены».
Что могло произойти на самом деле
По мнению экспертов, самолет мог бы долететь до пункта назначения. В 16:39 по московскому времени авиалайнер вылетает из аэропорта Шереметьево и следует на восток. За штурвалом – пилот Андрей Данилов и второй пилот Игорь Пискарев. Время в пути должно было составить 9,5 часа, а потому пилота самолета на определенном этапе должен был сменить другой командир – Ярослав Кудринский. Он сменил Данилова спустя несколько часов после взлета.
В ходе расследования выяснилось, что Кудринский разрешил своим детям Яне и Эльдару зайти в кабину. Пролетая над Новокузнецком, командир лайнера разрешил дочери, а потом и сыну занять кресло пилота, предусмотрительно включив перед этим автопилот. Однако в этот момент произошло то, что впоследствии и сыграет роковую роль во всей ситуации. Подросток, находясь в кресле командира авиалайнера, в какой-то момент приложил слишком много усилий и автопилот частично отключился. Фактически теперь самолетом управлял 15-летний подросток. Световая сигнализация проинформировала об отключении автопилота, но экипаж этого, увы, не заметил.
Первым крен авиалайнера почувствовал сам подросток. Однако оба пилота несколько секунд не могли понять причину нештатного поведения самолета. В итоге драгоценное время было упущено, и самолет продолжал заваливаться на бок. Вскоре правый крен достиг 45 градусов, что выше допустимого предела. Вопреки инструкциям второй пилот отодвинул свое кресло до упора назад, что долго не позволяло ему занять рабочее положение из-за возникших перегрузок, а командир из-за большого угла крена долго не мог попасть в свое кресло.
По данным расшифровки речевого самописца, попытки подростка исправить положение сильно затруднялись незнанием терминов, на котором общались пилоты. В итоге крен достиг 90 градусов, и самолет стал стремительно терять высоту. Второй пилот полностью отключил автомат и сумел вывести самолёт из сваливания путём опускания носа. Перегрузка уменьшилась, и командир самолета смог вытащить сына из своего кресла. Пилоты вывели лайнер в нормальный режим полета, но не сумели вовремя распознать свое пространственное положение. Пролетая над сопкой на крайне малой высоте, борт на огромной скорости зацепился за верхушки деревьев и врезался в лес недалеко от поселка Малый Майзас и рухнул.
22 марта 1995 года была озвучена официальная версия крушения лайнера. Тогда следователи пришли к выводу, что хоть нахождение посторонних людей в кабине самолета и было грубым нарушением техники безопасности, но не было единственной причиной трагедии. Вероятно, команда просто не знала обо всех технических нюансах управления импортным авиалайнером. Так, второй пилот не уследил за отключением автопилота, а также отодвинул кресло слишком далеко. В итоге руководству авиакомпании были даны весьма важные рекомендации по дальнейшей эксплуатации самолетов, а пока они не осуществятся на практике, «Аэрофлот» снял с рейсов модели A310-308, на время заменив их лайнерами Ил-62 и Ил-86.
Рекомендуем почитать материал «ФедералПресс» о самых страшных авариях в Сибири, которые не всегда связаны с самолетами.
Фото: ФедералПресс / Полина Зиновьева, изображение сгенерировано нейросетью Kandinsky 2.2