Top.Mail.Ru
Экономика
Москва
0

Экономист о предельно низком уровне безработицы в России: «Должен быть престиж рабочей профессии»

доставщик
Условия работы и зарплата часто не устраивают людей

В России отметили максимально низкий уровень безработицы – около 3 % по стране. На первый взгляд, это прекрасная тенденция: наши соотечественники не сидят без дела, работодатели платят налоги. Но есть в этой новости и «подводные камни». Именно о них, а также о реальности озвученных цифр «ФедералПресс» поговорил с кандидатом экономических наук, доцентом университета имени Плеханова Игорем Строгановым.

Игорь, добрый день! Сегодня в стране отмечают рекордно низкий уровень безработицы. Как вы считаете, насколько правдоподобны цифры, которые называют эксперты?

экспертное мнение
Илья Воскобойников
03.06.2024, 17:54

Фактор роста: что способствовало вхождению России в четверку крупнейших экономик мира

— Судя по данным, которые озвучивают эксперты, эти цифры не совсем правдоподобны – я объясню, почему. Во-первых, статистика безработицы не учитывает тех людей, которые в какой-то момент пытались получить работу на бирже, потом с этой биржи ушли, и, соответственно, сидят на каких-то разовых контрактах и не участвуют в официальной статистике. Если они ушли с биржи, считается, что они нашли работу.

Если мы будем говорить о реальной статистике, она другая. Безработица, конечно, выше, и ситуация намного хуже. Но если следовать официальной статистике, мы видим достаточно низкие цифры.

Учитываются ли в этой статистике люди, которые работают в «серой зоне» или как самозанятые?

— Конечно, не учитываются, но это как раз официальная статистика. У нас огромное число самозанятых участвуют в экономических отношениях: они получают доход, платят пенсионные отчисления. И они считаются трудоустроенными, даже если не имеют действующих клиентов.

А вот те, кто находится совсем в «серой зоне» – это реальная проблема, потому что по разным оценкам до 30 % нашего бизнеса нанимает людей «в серую». Они получают зарплату «в конвертах», следовательно, мы не знаем, как эти люди работают.

Скажите, почему в принципе приводятся цифры и говорится о крайне низком уровне безработицы? Какие для этого есть предпосылки?

— Вообще это достаточно известная «игра с цифрами», которая показывает, насколько в стране все хорошо или плохо, в зависимости от необходимости. Получая конкретную цифру, мы можем попытаться понять, как она возникла. Можем попытаться оценить все сложности, связанные с ней, либо просто ее показать как факт.

На самом деле с безработицей есть ряд явлений, которые достаточно парадоксальны и работают параллельно.

Действительно, в России, как и во всем мире, наблюдается достаточно серьезный дефицит кадров, причем во многих областях. То есть бизнесу, государству, крупным компаниям очень нужны люди с разным набором навыков. Проблема в том, что они чаще всего предлагают условия или зарплату, которая не устраивает людей. И люди не соглашаются на эти вакансии.

Второй момент: когда люди не могут найти работу, потому что не переезжают из города в город или не подходят, например, по возрасту. И получается, с одной стороны, предприятия нуждаются в кадрах. С другой – найти они их не могут, и параллельно люди не слишком готовы менять свои условия.

Официально у нас вакансий много, безработица минимальная, но при этом число незанятых граждан тоже достаточно высокое.

Чем плоха для экономики низкая или высокая безработица?

— Это достаточно эмоциональная оценка. Мы понимаем, что когда люди работают – это хорошо. Когда не работают – плохо. С точки зрения занятости, мы должны смотреть на ее структуру: возраст занятых, в какой области работают, какое количество специалистов нужно и как воспитываются новые кадры.

Взять ВПК, где достаточно высокий разрыв: работают многие еще со времен Советского Союза, при этом приходит и много молодых. Но отсутствует средний сегмент 35–40 лет, которые должны передавать знания, должности молодым по цепочке.

Еще про структуру занятости: во многих сферах у нас не принимают на работу людей старше 45 лет, что тоже достаточно глупо, но это типичный стереотип для HR крупного бизнеса.

На все это надо смотреть и понимать, как у нас работает каждая конкретная отрасль, нуждается ли она в кадрах, как покрывает бизнес эту потребность, принимает ли отрасль на работу мигрантов.

Только после этого мы поймем, что на самом деле в отрасли происходит. Имея общие цифры по безработице, мы этого никогда не поймем.

Какие сейчас отрасли, по вашему мнению, больше всего нуждаются в сотрудниках?

— Это научная отрасль, образование, промышленность. Все, что связано со стратегической работой государства по импортозамещению, по возобновлению разного рода отраслей и строительству новой экономики.

Многие отрасли не были востребованы, не были престижными, и люди не получают такие специальности. Кроме того, технические кадры нужны любой отрасли, а их сейчас мало.

Какие шаги сейчас можно предпринять, чтобы сделать нужную работу для страны более престижной?

— Должна работать пропаганда. Обратите внимание, что нам пропагандируют медиа и СМИ: либо то, что связано с большими деньгами, либо какие-то паразитические отрасли. Должен быть престиж рабочей профессии. Должны быть достаточная зарплата, условия, возможности. И об этом надо говорить.

Должна идти и работа в образовании: визиты на предприятия, профориентация для старших классов, прикладной бакалавриат. Это меры медленные, но если мы сейчас ими займемся, в течение 5–6 лет начнем получать кадры, которые начнут приносить благо стране.

В заключение: как вы в целом оцениваете уровень безработицы в мире? Куда идет мировая цивилизация, экономика? К тому, что мир испытывает дефицит кадров, или к тому, что люди могут позволить себе меньше работать?

— Мир тоже сейчас находится в парадоксальной ситуации. С одной стороны, многие сферы нанимают людей на работу, и люди работают. С другой – производство автоматизируется, и потребности в огромной армии рабочих рук действительно нет. И с третьей – мировым экономикам по большому счету люди сейчас не очень нужны. Нужно небольшое количество обслуживающего персонала. Небольшое количество среднего менеджмента и люди, которые принимают решение. Поэтому люди все больше выдавливаются либо в сферу малого предпринимательства, либо в сферу «сиди дома, получай какие-то деньги, играй и смотри кино».

Проблема в том, что отсутствуют крупные инфраструктурные проекты, которые бы занимали людей. Они отсутствуют и в нашей стране, и в Европе и в США. Плюс огромная миграция в этих странах приводит к тому, что ниша низкоквалифицированных людей замещается мигрантами.

Скорее всего, в ближайшее время это все приведет к серьезным социальным изменениям, и каждому государству придется решить, в каком направлении оно развивается и как оно занимает своих людей.

Фото: ФедералПресс / Полина Зиновьева

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.