Группа урбанистов из Екатеринбурга, администрация которого готовит транспортную реформу, предложила изменить маршрутную схему трамваев и троллейбусов. В частности, активисты рекомендуют упразднить семь из 25 существующих трамвайных маршрутов и добавить несколько троллейбусных веток. О том, как они обосновывают свои предложения и почему их методика вызывает сомнения, – в материале «ФедералПресс».
Реформа трамваев
«Данные маршруты являются недозагруженными или дублируют другие, которые являются более частыми. Мы считаем, что такие редкие маршруты, с одной стороны, требуют водителей и техники для их обслуживания, с другой – пассажиры их слишком долго ждут», – пояснил корреспонденту «ФедералПресс» один из авторов схемы Никита Филачев.
В частности, урбанисты предлагают ликвидировать маршруты № 1 (Парина – Вторчермет), № 2 (ВИЗ – Эльмаш), № 10 (ЦПКиО – 7 Ключей) и № 20 (Шарташ – ЦПКиО), а также все кольцевые (№№ 12, 16 и 21). Кольцевой № 3 предлагается направить с ЦПКиО на Дворец Спорта.
Если схему примут, трамвай № 4 с Ботанической будет ходить на ЦПКиО вместо Шарташа, № 5 с площади 1-й Пятилетки – на ЖБИ вместо того же Шарташа, № 7 с Эльмаша – на Волгоградскую вместо 7 Ключей, № 14 с Фрезеровщиков – на Вторчермет вместо Керамической. ЖБИ вместо Вторчермета и Машиностроителей предлагается соединить с Академическим и 7 Ключами (маршруты №№ 15 и 21). Наконец, урбанисты выступают за запуск нового маршрута между 7 Ключами и Шарташом.
«Мы предлагаем в том числе изменить некоторые маршруты, перенаправив их туда, где они будут пользоваться большим спросом у жителей Екатеринбурга», – объяснил Филачев.
Реформа троллейбусов
Реформу троллейбусной схемы предлагается проводить в два этапа. Во-первых, урбанисты хотят убрать маршруты № 38 (кольцевой) и № 39 (Вокзал – Табачная фабрика «Альвис»). Маршрут № 27 (с Онуфриева) они предлагают направить на Академическую вместо Белинского, № 35 (с Крауля) продлить до «Альвиса» с Ботанической, а № 37 (с Посадской) пустить вместо «Уралобуви» на ЖБИ, где сейчас троллейбусная ветка отсутствует.
«Такой маршрут дает больший охват точек притяжения, например, корпусов УрФУ и непосредственно района ЖБИ. То есть больше людей смогут воспользоваться троллейбусом», – прокомментировал Филачев.
На втором этапе урбанисты мечтают отказаться от конечной на Академической: маршруты №№ 25 и 27 они хотят продлить до Сулимова, а № 32 – до УрФУ. Конечную троллейбуса № 28 предлагается перенести от ТЦ «Лента» на улицу Рябинина либо в Мичуринский микрорайон, а № 34 – от станции метро «Динамо» к ТЦ «Карнавал». Наконец, конечную остановку на Посадской тоже рекомендуют упразднить, продлив маршрут № 37 до Онуфриева.
Удачный момент и неудачная методика
Как объяснил корреспонденту «ФедералПресс» один из участников проекта, момент для разработки схемы является удачным. В октябре стартует транспортная реформа, анонсированная городской администрацией: не исключено, что она будет сопровождаться новым изменением маршрутных схем. Хотя окончательные решения будет принимать мэрия, предложения общественников наверняка будут учитываться, считает урбанист. К тому же ожидается внедрение пересадочного тарифа, которое сделает более выгодной схему с пересадками в центре, а не прямыми поездками между окраинами.
Ученый о продлении екатеринбургского метро: «Классическая подземка не прокатит»
При этом независимые активисты лишены тех возможностей, которыми обладают профессионалы. Например, сейчас для транспортного планирования используются геоинформационные системы, построенные с учетом данных сотовых операторов: они позволяют определить, как именно перемещаются жители Екатеринбурга в течение дня. Даже предыдущий проект реформы, разработанный в 2010-х при помощи данных «Е-Карты» и GPS-трекеров на самом транспорте, был забракован. Инструменты авторов предлагаемой схемы были еще более скромными.
«Информация получена нами из открытых источников: профильных сайтов по транспортной тематике, сервисов отслеживания движения транспорта, а также путем наблюдения за частотой движения транспорта и его загруженности непосредственно на улицах города. В частности, информация о том, сколько единиц транспорта фактически выходит на маршрут и сколько времени занимает проезд одного «круга», [получена] с помощью сервиса Bustime», – прокомментировал Филачев.
Поэтому не исключено, что отказ от привычных маршрутов может вызвать недовольство екатеринбуржцев. Например, тот же троллейбус № 37 лишь недавно начал ходить на «Уралобувь» вместо Академической, чтобы обслуживать новостройки на юге Втузгородка, но это уже спровоцировало претензии пенсионеров с севера микрорайона. Филачев заверил, что урбанисты старались учитывать мнения разных категорий пассажиров.
«В объединение входят как молодые, так и более зрелые и опытные горожане. Все предложения наших членов обсуждаются и мы приходим к общему решению по каждому из изменений. Чтобы максимально учесть нужды граждан, мы опубликовали нашу схему для общественного обсуждения перед тем как направлять наши предложения городским властям», – рассказал он о работе над схемой.
Фото: ФедералПресс / Евгений Поторочин