Свердловская область вошла в топ-20 российских регионов по цифровой зрелости и планирует принять активное участие в новом нацпроекте «Экономика данных». О том, как современные технологии помогают решать проблемы здравоохранения, общественной безопасности и развития городов, «ФедералПресс» рассказал министр цифрового развития и связи Свердловской области Михаил Пономарьков.
Цифровая трансформация
Михаил Яковлевич, расскажите о наиболее важных и затратных мероприятиях, уже реализуемых и запланированных на нынешний год.
— В прошлом году мы по результатам двухлетней работы впервые вошли в «зеленую зону» рейтинга регионов по цифровой трансформации. До этого мы были где-то на 70-м месте, то есть в самом низу. С момента создания министерства по решению губернатора Евгения Куйвашева мы качественно улучшили нашу работу, поэтому получился такой рывок, когда мы с 70-го места буквально за два года достигли 18-го. Когда я принимал участие на выставке на ВДНХ, которая была посвящена цифровизации, то и Максут Игоревич Шадаев, федеральный министр, отметил наш скачок.
А жители почувствовали изменения?
— Рейтинг рассчитывается исходя из достижений в различных отраслях. Это образование, здравоохранение, городское хозяйство, государственное управление, транспорт. И, конечно же, эти пять базовых отраслей напрямую влияют на качество жизни наших граждан. Например, в здравоохранении это развитие цифровых сервисов – от записи на прием к врачу до электронной медицинской карты. Там очень много таких микропоказателей. В этом году мы продолжаем работать на системной основе и планируем «потолкаться плечами» с регионами, которые уже давно находятся в «зеленой зоне».
Есть и ряд системных мероприятий, которые мы запустили в прошлом году и планируем продолжить. Например, в декабре мы провели «Форум будущего» – первый IT-форум такого масштаба, который прошел в Екатеринбурге. В нем приняли участие порядка 3500 человек из разных регионов. На конец этого года запланировано такое же мероприятие, которое мы надеемся провести в еще большем масштабе.
Вдобавок сейчас с федеральным Минцифры обсуждаем проведение «Битвы роботов». Это еще одно федеральное мероприятие, которое в прошлом году собрало более миллиона просмотров в соцсети «ВКонтакте». В этом году мы предлагаем один из этапов провести в Екатеринбурге.
Уже порядка двух лет мы создаем геоинформационную систему региона, которая агрегирует в себе информацию, данные пространственного характера, в первую очередь картографические материалы. В этой же системе мы реализуем автоматизацию бизнес-процессов, связанных как с внутренней работой органов исполнительной власти, так и с предоставлением государственных услуг для наших граждан, в том числе коммерческих компаний и физических лиц. Более 24 услуг уже выведено в эту систему, в прошлом году к ней подключились министерства инвестиций и АПК.
В этой же системе появился новый модуль, связанный с анализом динамики и численности населения на территории. Мы получаем большие данные сотовых операторов, анализируем их с применением искусственного интеллекта и вырабатываем отраслевые решения для коллег из министерств общественной безопасности, инвестиций, экономики, департамента труда и занятости, департамента туризма, мэрии Екатеринбурга и ряда других ведомств.
Можете привести конкретные примеры, для чего это может быть использовано?
— Например, если мы говорим про туризм, то это анализ посещения объектов туризма: насколько эти локации пользуются спросом. С точки зрения развития транспортной инфраструктуры – это определение, насколько загружены наши транспортные артерии, где нужно добавить полосу или запустить еще одну дорогу. Если мы говорим про общественную безопасность, то здесь есть возможность определения аномальных всплесков: например, где-то население находится на улице в ночное время. Это сигнал к тому, чтобы посмотреть, что же там происходит.
Где-то территории теряют в населении, а где-то, наоборот, они приобретают. Поэтому здесь очень важно качественно подойти к принятию каких-то управленческих решений: где необходимо добавить садиков, где – медицинских учреждений.
Конечно же, нельзя не упомянуть министерство строительства и мэрию Екатеринбурга: их задачи – это планирование территории, актуализация генерального плана и градостроительных законопроектов. Словом, насколько качественную и реальную картину мы подсвечиваем для наших коллег из смежных министерств, настолько более выверенные решения они могут потом принимать.
«Экономика данных»
Не могу не спросить про новый нацпроект «Экономика данных». Какие будут заявки на федеральные деньги?
— Сначала его должны утвердить, сформировать методологию работы, целевые показатели. Как только все это будет доведено до нас, мы включимся в активную работу по привлечению федеральных субсидий. На предыдущем этапе мы активно внедряли электронные системы и сервисы, которые автоматизируют и упрощают процессы государственного управления и взаимодействие с гражданами. Следующий шаг – научиться работать с данными, которые лавинообразно накапливаются в этих государственных системах. Сейчас самое время для того, чтобы активно внедрять в них искусственный интеллект, о котором так много говорят на всех площадках.
Как проходит импортозамещение программного обеспечения и оборудования?
— Если говорить про государственные структуры, то уже на 100 % замещены системы видеоконференцсвязи, антивирусная защита, электронные системы документооборота. Так что мы уже выходим на финишную прямую: осталось незначительное количество решений, которые нам нужно будет импортозаместить, и уже в этом году мы эту работу завершим.
А достаточно ли у нас в области инфраструктуры для хранения и обработки данных? И планирует ли правительство как-то поощрять ее развитие?
— Это непростой вопрос, который находится на постоянном контроле не только Минцифры, но и Минпромторга России. То есть скорее все-таки речь должна идти о федеральных субсидиях, чем о региональных мерах поддержки. Конечно, дефицит наблюдается всегда, но мы стараемся заблаговременно решать такие вопросы.
Нам периодически поступают предложения от коммерческих компаний по использованию их центров обработки данных. Конечно же, здесь очень много вопросов сразу возникает и к информационной безопасности, и к архитектуре сервисов. Поэтому пока что мы в эти истории не зашли, потому что сейчас не складывается ни экономика, ни вопросы безопасности. Но я не исключаю того, что в среднесрочной перспективе такой проект все же может состояться, и часть наших информационных ресурсов мы разместим в коммерческих облачных хранилищах.
Как решаются проблемы цифрового неравенства, появятся ли сотовая связь и интернет в отдаленных территориях и вдоль автотрасс?
— По итогам прошлого года в эксплуатацию введены базовые станции в 29 населенных пунктах Свердловской области с численностью от 100 до 500 человек. Доступ к связи и интернету получили более 6000 жителей малых и удаленных населенных пунктов. Это серьезный прирост.
Автотрассы сейчас активно прорабатываются на федеральном уровне. Есть определенные требования, которые обязывают, чтобы до 2032 года все федеральные трассы были покрыты. Сейчас мы выстраиваем взаимодействие с операторами связи, чтобы заодно перекрыть и части региональных трасс.
Безопасность и медицина
В прошлом году мы с вами говорили о том, на каком этапе находится реализация проекта «Безопасный город». Сейчас в связи с террористической угрозой опять эта тема стала очень актуальна.
— Да, действительно, актуальность имеется. Сейчас мы работаем над выделением финансирования и при его наличии приступим к реализации первого и одного из самых основных сегментов – видеонаблюдения. Нам необходимо будет создать региональную платформу, которая соберет потоки с видеокамер, уже установленных в городах и селах. Предполагается, что на этой же платформе будут реализованы элементы систем искусственного интеллекта, чтобы, например, определять какие-то задымления, которые могут приводить к возгоранию.
Как я понимаю, распознавание лиц, распознавание номеров машин тоже тут будет?
— Да-да, все верно.
А соглашение с компанией «ЭР-Телеком», которое в прошлом году подписано, уже реализуется?
— Как раз сегодня (интервью записано 9 апреля, – прим. ред.) коллеги из «ЭР-Телекома» рассказывали про свой опыт по реализации элементов «Безопасного города». Здесь есть над чем подумать, чтобы в будущем выстроить более комплексную систему видеонаблюдения, то есть не только в местах скопления людей, но и во дворах, у подъездов. Тогда наши правоохранительные органы получат более качественный инструмент для оперативно-розыскных мероприятий.
Какие новые решение появляются в сфере здравоохранения?
— В 2023 году мы внедрили три системы искусственного интеллекта. Первая система позволяет описывать данные рентгенологических исследований и компьютерной томографии грудной клетки. Вторая система – это рабочее место врача-рентгенолога, которое анализирует рентгеновские снимки маммографических исследований. И третья система создается на основе данных электронной медицинской карты, про которую я уже сегодня говорил. На основании этих данных можно будет выявлять факторы риска развития различных заболеваний, формировать цифровой профиль больного и рекомендации для врача и для пациента. Для врача – по стратегии и тактике лечения, а для пациента – по режиму. В этом году мы занимаемся тем, чтобы масштабировать эту систему.
Хакерские атаки и дефицит кадров
Как обеспечивается кибербезопасность правительственых систем? Были ли какие-то атаки, утечки в последнее время?
– Атаки происходят каждую минуту, каждую секунду. Вот мы сейчас с вами разговариваем, а в этот момент недоброжелатели пытаются воздействовать на нашу инфраструктуру. За прошлый год было предпринято более 11 миллионов попыток воздействия, в этом году мы еще больше прирастаем. Слава богу, что у нас выстроена импортозамещенная система, которая позволяет эффективно отражать эти атаки, а специалисты по безопасности работают 24 на 7. Я хотел бы сказать слова благодарности и коллегам из ФСБ и ФСТЭК России, которые всегда находятся рядом и помогают нам. Благодаря такой системной работе, благодаря поддержке федеральных коллег мы с этим справляемся.
А что у нас с подготовкой кадров для IT-отрасли?
— Наше министерство занимается изучением потребностей и формированием контрольных цифр приема в высшие учебные заведения. Если говорить про будущий год, то мы запланировали более двух тысяч бюджетных мест в вузах Свердловской области, именно по IT-специальностям. Наиболее востребованные – физика, информационные системы и технологии, радиотехника, информатика и вычислительная техника, прикладные математика и физика, информационная безопасность.
Также к нам зачастую обращаются предприятия, у которых есть потребность в IT-кадрах, и мы пытаемся эту проблему решить. Кстати, отдельную благодарность хочу выразить нашим крупным компаниям, в частности, «СКБ Контуру» и УЦСБ. Они очень много помогают вузам и школам своими компетенциями, создают цифровые лаборатории.
Может ли искусственный интеллект заменить некоторых свердловчан и, в частности, госслужащих?
— Этот вопрос мне задают все чаще и чаще, но я бы хотел совершенно точно сказать, что искусственный интеллект в ближайшие десятилетия точно никого не заменит. Он трансформирует какие-то отдельные профессии, специальности, но заменить человека он не сможет. Он является лишь помощником человека.
Допустим, сегодня мы уже говорили про здравоохранение. Вы же понимаете, какая ответственность лежит на враче, который лечит человека. Там цена ошибки настолько велика, что ее невозможно измерить. Конечно же, доверить искусственному интеллекту полностью принятие решений опасно. Поэтому он здесь помогает, подсвечивает какие-то моменты, подсказывает врачу, на что необходимо обратить внимание, чтобы решение было более взвешенным.
То есть, резюмирую, в Свердловской области искусственный интеллект никого не заменит, поэтому всем можно работать спокойно.
Фото: ФедералПресс / Иван Кабанов
Разговор с кабмином