Три года назад, 25 ноября 2021 года, на шахте «Листвяжная» в Кемеровской области прогремел взрыв. ЧП случилось во время пересменки, когда одни шахтеры закончили свою работу и готовы были подняться наверх, а другие только собирались приступить к добыче угля. Жертвами ЧП стал 51 человек, причем среди погибших были не только шахтеры, но и горноспасатели, которые прибыли к месту аварии. «ФедералПресс» вспоминает обстоятельства трагедии, ответа на многие вопросы о которой до сих пор нет.
Что произошло
Взрыв на шахте «Листвяжная» произошел ранним утром. Первая информация о ЧП оказалась весьма скомканной. В результате взрыва в вентиляционном штреке в шахте началось задымление на глубине 250 метров. Заместитель генпрокурора России Дмитрий Демешин предположил, что в «Листвяжной» взорвался метан. По оперативным данным МЧС, в шахте на момент аварии находились 287 человек, из них 115 были в штреке.
О погибших и тех, кто получил ранения, еще длительное время не было никакой информации. Лишь к концу дня стало известно, что во время поисковой операции не вышло на поверхность звено бойцов-горноспасателей. К месту ЧП незамедлительно выехал на тот момент управляющий регионом – губернатор Кузбасса Сергей Цивилев. К проверке подключились специалисты Ростехнадзора и прокуратура, а также Следственный комитет. К вечеру стало ясно, что в списках погибших числится 51 человек, 6 из которых – горноспасатели.
В Кузбассе с 26 по 28 ноября был объявлен трехдневный траур по погибшим на шахте «Листвяжная»: приспущены флаги, отменены развлекательные мероприятия и телепередачи. В Рудничном районе столицы Кузбасса власти организовали массовое возложение цветов на монументе «Сердце шахтера». Тогда правительство региона пообещало оказать всю необходимую помощь семьям погибших и пострадавших. Владеющий шахтой холдинг «СДС» должен был выплатить родственникам погибших по 2 млн рублей. Кроме того, всем пострадавшим работодатель также обещал выплатить компенсации, в зависимости от полученных травм.
Проведенная проверка практически сразу показала, что ситуация намного серьезнее, чем может показаться на первый взгляд.
Кто виноват?
В первые сутки после аварии правоохранители сообщили, что на шахте не так все гладко и случившийся взрыв – лишь следствие многочисленных нарушений, которые позже были выявлены и на которые, по версии следствия, сотрудники Ростехнадзора и руководство шахты закрывали глаза.
Кроме того, в ходе многочисленных проверок шахт и разрезов региона, которые начались после аварии на «Листвяжной», прокуратура выявила коррупционные связи между владельцами угледобывающих предприятий и представителями Государственной инспекции труда (ГИТ).
«Инспекторам и начальникам органов контроля руководство шахт покупали машины, предоставляли их с водителями. Устраивали родственников на высокооплачиваемые работы, в частности, районная инспекция труда. Начальница устроила родного брата на предприятие, тот получал большую зарплату, а при проверках ГИТ нарушений не находила», – цитирует ТАСС заместителя генпрокурора РФ Дмитрия Демешина.
На скамье подсудимых вместе с инспекторами оказались все руководители шахты «Листвяжной». Это директор Сергей Махраков, генеральный руководитель «СДС-Уголь» Геннадий Алексеев, а впоследствии в числе фигурантов оказался глава холдинга «СДС» Михаил Федяев. В свое оправдание они уверяли, что не подозревали о ситуации с нарушениями на шахте, однако следователи обнаружили доказательства обратного.
«В ходе первоначальных следственных действий установлено, что задержанные допустили нарушение требований промышленной безопасности опасных производственных объектов», – сообщает пресс-служба СК.
Примечательно, но по злой иронии за несколько месяцев до трагедии руководитель ООО «Шахта «Листвяжная» Сергей Махраков стал победителем областного конкурса угледобывающей отрасли. Согласно данным сервиса «Картотека.ру», выручка предприятия в «пандемийный» год составила 9,4 млрд рублей, а чистая прибыль – 836,7 млн.
27 ноября Центральный районный суд города Кемерова отправил директора шахты «Листвяжная» Сергея Махракова в СИЗО до 25 января 2022 года. Заместителя директора шахты «Листвяжная» Андрея Молоствова также арестовали на два месяца. В свою очередь, руководитель участка шахты «Листвяжная» Сергей Герасименок был арестован до 25 января, а до 26 января 2022 года отправлены в СИЗО государственный инспектор Ростехнадзора Вячеслав Семыкин и инспектор Ростехнадзора Сергей Винокуров, которые составили акты о проверке вентиляционного штрека без проведения самой проверки. В свою очередь Махраков, Молоствов и Герасименок вину не признали.
Прибыльна, но очень опасна
Согласно открытым данным, угольная шахта принадлежит компании «СДС-Уголь», которая явно не бедствует, хотя у нее все же отмечается падение чистой прибыли – с 7,6 млрд рублей в 2019 году до 14,5 млн в 2020-м. Обязательства же «СДС-Угля» увеличились с 3,6 до 5,3 миллиарда.
2 декабря того же года президент России Владимир Путин назвал имена тех, кто должен ответить за взрыв на шахте «Листвяжная». По словам лидера страны, это руководители, а также представители контролирующих органов и собственники:
«С тех, кто в погоне за прибылью, по каким-то другим причинам игнорирует, пренебрегает безопасностью людей, подвергает их смертельному риску, нужно спрашивать по закону, жестко», – распорядился Путин на совещании по ситуации в угольной отрасли Кузбасса 2 декабря 2021 года.
В начале 2022 года руководитель Росприроднадзора Светлана Радионова предложила решение вопроса по шахте «Листвяжная». По ее словам, состояние шахты вызывает вопросы, прежде всего в плане безопасности.
Так, о наличии большого количества метана в «Листвяжной» знали все, однако руководство предприятия отправляло людей трудиться в смертельно опасную шахту.
«Говорили так: «Работайте, если что-то не устраивает – уходите». Люди шли работать, деньги нужны…» – сообщил один из шахтеров «Комсомольской правде».
Приговор вынесен, работы возобновлены
Летом прошлого года бывшему директору шахты «Листвяжная» вынесли приговор. Сергея Махракова осудили за взятку сотрудникам Ростехнадзора. Несмотря на то, что вину он так и не признал, суд согласился с доводами обвинения. По версии стороны обвинения, Сергей Махраков год передавал инспекторам Ростехнадзора уголь в личное пользование. За вознаграждение он требовал, чтобы сотрудники ведомства закрывали глаза на проверки и не замечали нарушений. По такой схеме взяточники работали фактически до взрыва на шахте. В итоге экс-главу «Листвяжной» приговорили к двум годам в колонии общего режима.
Осенью того же года был также вынесен приговоры троим инспекторам, которые получали взятки. Двое проверяющих, Сергей Винокуров и Алексей Созинов, получили по три года в колонии общего режима, но вину не признали, Вячеслав Семыкин отделался тремя годами условного срока и частично признал вину.
Обвиняемый по делу об аварии на шахте «Листвяжная» бизнесмен Михаил Федяев был освобожден из СИЗО под подписку о невыезде. В конце 2022 года он оставил пост президента АО «Холдинговая компания «СДС», который занимал 15 лет.
В итоге на шахте «Листвяжная» возобновились работы по добыче угля. Как сообщили в пресс-службе предприятия, в ходе проведенного обследования была получена положительная оценка пылевзрывобезопасности шахты, а также проведены обследования многофункциональной системы безопасности предприятия.
«Весь коллектив «Листвяжной» приложил максимум усилий, чтобы лава 824 и в целом шахта соответствовали всем требованиям промышленной безопасности», – пояснил директор ООО «Шахта «Листвяжная» Виктор Ануфриев.
Суды по уголовному делу о взрыве на шахте «Листвяжная» продолжаются до сих пор, а руководитель холдинга «СДС» и главный инженер «Листвяжной» находятся на свободе.
Фото: ФедералПресс / Полина Зиновьева, Екатерина Сумина, Ольга Юшкова, Иван Кабанов, Изображение сгенерировано нейросетью Kandinsky 2.2