4 июня 1989 года на Транссибирской магистрали произошел взрыв газа, унесший жизни около 600 человек. Трагедия произошла под Уфой, но среди жертв было множество сибиряков – пассажиров встречных поездов Новосибирск – Адлер и Адлер – Новосибирск. Что стало причиной ЧП – в материале «ФедералПресс».
Что произошло
Мощный взрыв произошел в 01:14 по местному времени на перегоне между остановочными пунктами Железнодорожная будка 1708-й километр (деревня Лемеза́) и Железнодорожная будка 1712-й километр (деревня Рассвет).
Оценки силы высвобожденной энергии разнятся. По одним данным, это было 250–300 тонн тротила, по другим – до 12 килотонн. Для сравнения: мощность ядерного взрыва в Хиросиме составляла 16 килотонн.
Ударная волна сбросила с рельсов 11 вагонов. Масштабы произошедшего иллюстрируют следующие факты:
- Были выбиты стекла в городе Аше (13 километров от эпицентра).
- Огонь можно было наблюдать более чем за 100 километров.
- От пожара пострадала территория площадью около 250 гектаров, а длина огненного фронта составила от 1,5 до 2 километров.
- Температура в зоне взрыва временно превысила 1000 °C.
В результате инцидента серьезно пострадали 37 вагонов и два электровоза, из которых семь вагонов и оба электровоза были списаны. Практически полностью оказались уничтожены поезда № 211 Новосибирск – Адлер (20 вагонов) и № 212 Адлер – Новосибирск (18 вагонов).
Жертвы взрыва
Найдено погибших на месте: 258
Найдено пострадавших на месте: 806
Скончались в больнице впоследствии: 317
Таким образом, число жертв оценивается в 575 человек, хотя, по другим данным, их было больше – 645. В этом списке оказался и 181 ребенок, включая девять хоккеистов юниорской команды «Трактор-73».
Кроме того, 623 человека стали инвалидами из-за тяжелых ожогов и телесных повреждений.
Стоит заметить, что спасательная операция была связана с определенными трудностями. Место происшествия находилось в труднодоступной малонаселенной местности с горно-таежным ландшафтом.
Как ликвидировали аварию
Многие выжившие после взрыва смогли быстро сориентироваться и стали помогать друг другу выбраться из вагонов и покинуть зону происшествия. Некоторым раненым даже удалось самостоятельно добраться до ближайших населенных пунктов.
Первыми на место катастрофы прибыли местные жители из окрестных сел. Людей начали временно эвакуировать в близлежащие населенные пункты – Красный Восход, Улу-Теляк и город Аша и оказывать первую помощь
Затем на место прибыли бригады скорой помощи и медицинские команды из соседних городов (Аша, Златоуст, Уфа и Челябинск), а также военные подразделения. Кроме того, была задействована авиация – вертолеты Ми-2 и Ми-8 использовались для доставки помощи и эвакуации, а самолеты Ан-2 обеспечивали транспортировку из Аши.
Пострадавшими с тяжелыми ожогами были забиты не только местные больницы. Некоторых раненых принимали госпитали Уфы, Челябинска, Куйбышева, Казани, Свердловска, Новосибирска, Барнаула и Москвы. Были даже случаи, когда восстановительное лечение и реабилитация проводились за границей.
В истории СССР и современной РФ еще не было другого случая с таким масштабным количеством ожоговых пациентов.
Что предшествовало аварии
Железнодорожные пути пересекались с нефтепроводом «Западная Сибирь – Урал – Поволжье». Строительство этого объекта диаметром 720 мм и длиной 1852 километра было санкционировано еще в 1981 году, а сдать его должны были в 1984 году. Однако практически готовый объект в какой-то момент решили перепрофилировать в продуктопровод. При внесении изменений в план не были учтены некоторые существовавшие ограничения, например, что сжиженный газ нельзя транспортировать под давлением по трубопроводам диаметром свыше 400 миллиметров.
Всего этот объект пересекал железнодорожные пути в 14 местах, одним из которых и была этот участок Транссибирской магистрали, выделявшийся большим гроузо- и пассажиропотоком.
Как выяснилось в дальнейшем, в нефтепроводе образовалась узкая щель длиной 1,7 метра, и газ начал постепенно накапливаться в низине. За три часа до взрыва приборы показали падение давления в трубопроводе, однако дежурный персонал отреагировал лишь увеличением подачи газа, проигнорировав опасность. Из-за этого из трубы вытекло еще больше пропана, бутана и других легковоспламенимых углеводородов.
При этом машинисты проходивших поездов сообщали о высокой загазованности участка, но реакции также не последовало.
Известно также, что поезда Новосибирск – Адлер и Адлер – Новосибирск шли с небольшой задержкой. При четком соблюдении графика они не оказались бы в зоне поражения в момент взрыва.
После катастрофы трубопровод здесь ликвидировали.
Последствия взрыва
Суд шел шесть лет. Обвинения предъявили девяти должностным лицам, двое из них подлежали амнистии. Кроме того, на скамье подсудимых оказались начальник строительно-монтажного управления треста «Нефтепроводмонтаж», прорабы, другие конкретные исполнители. Им предъявлялись обвинения по ст. 215 ч. II УК РСФСР «Нарушение правил при производстве строительных работ».
Произошедшее стимулировало развитие и оснащение ожоговых центров в Челябинске и Уфе, укрупнение линейной дорожной больницы станции Златоуст. Кроме того, именно после этого случая для оформления билетов стали вносить паспортные данные пассажиров, включая несовершеннолетних.
Увековечение памяти
- В 1992 году на месте происшествия появился мемориал с восьмиметровым монументом. Каждый год здесь проходят траурные митинги.
- Был создан новый остановочный пункт – 1710 километр, где останавливаются все поезда, идущие из Уфы в Ашу. У его подножия установлены несколько маршрутных досок с вагонов поезда № 212 «Адлер – Новосибирск». Рядом располагается братский колумбарий с прахом 327 погибших, опознать которых не удалось из-за степени повреждений при пожаре.
- В 2009 году в пассажирском вагонном депо станции Новосибирск-Главный в честь двадцатой годовщины ЧП был открыт еще один памятник.
Рекомендуем также почитать о том, как два самолета столкнулись в небе над Кузбассом, о том, как гроза привела к авиакатастрофе под Новосибирском, о том, как затонул сибирский «Титаник», а также «ФедералПресс» рассказывал, как сгоревший в новосибирском Толмачеве самолет стал героем фильма «Экипаж».
Фото: ФедералПресс / Ирина Ромашкина