Ровно 76 лет назад, 21 января 1950 года, в норильской шахте № 11 произошла трагедия. В течение трех дней, вплоть до 23 января, на объекте была зафиксирована целая серия взрывов, унесшая жизни 50 человек. «ФедералПресс» детально вспоминает события трагедии.
Что известно о шахте
Шахта № 11 («Центральная») в Норильске – одна из ключевых угледобывающих точек Заполярья. Ее история началась в 1940 году. Вплоть до 1959 года шахта обозначалась номером, а затем получила собственное имя – «Угольный ручей». Предприятие разрабатывало мощный угольный пласт, достигавший 5,5 метров, а его инфраструктура непрерывно совершенствовалась. Уже в 1943 году здесь функционировала электрифицированная электровозная дорога до центральной углесортировки, а в 1949 году был построен ленточный конвейер, значительно ускоривший отгрузку угля.
Однако эпоха угля в Норильске подошла к концу: в период с 1970 по 1971 годы все шахты горы Шмидта, включая шахту № 11, были закрыты в связи с переходом местных ТЭЦ на газовое топливо. Сегодня бывшая «Центральная» шахта – часть промышленного наследия, напоминающая о суровых и героических временах освоения Норильского района.
Три дня трагедии
В субботу, 21 января 1950 года, в 23:30 на 4-м участке прогремел первый взрыв. Горноспасатели оперативно спустились в шахту, эвакуировали девять пострадавших и подняли на поверхность тела погибших. К месту прибыла комиссия и, не обнаружив открытого огня и запаха гари, дала разрешение на восстановительные работы. Ущерб признали незначительным.
Уже на следующий день, 22 января, на объекте трудились люди. В 13:05 произошел поистине катастрофический взрыв. Причиной его послужило скопление большого количества газов. Спасатели спустились на разведку, смогли установить масштаб разрушений и найти тела. Но установить источник пожара, увы, не удалось. Газовая обстановка оставалась неясной и крайне опасной.
Работы по извлечению тел возобновились лишь на следующий день. В 6:23, когда в глубине третьего уклона находилась команда из девяти человек, включая двух газомерщиков, раздался третий взрыв. Дальнейшие попытки проникновения на участок были прекращены из-за смертельного риска.
Что известно о жертвах
Авария на шахте № 11 унесла жизни 50 человек. Первый инцидент в ночь на 22 января стал причиной смерти трех горняков. Второй, самый мощный взрыв днем 22 января, оборвал жизни 37 находившихся в забоях работников. Третий взрыв утром 23 января забрал жизни еще 10 человек. Телефониста убило ударной волной на посту, еще девять членов спасательной бригады также не поднялись на поверхность.
Потенциальные угрозы и радикальное решение
Лишь к 26 января ситуация внешне стабилизировалась. Химический анализ показал низкое содержание кислорода в пробах, что породило среди специалистов ошибочный оптимизм. Казалось, очаг тления изолирован и неопасен. Работы возобновились с новой силой.
Однако ошибка, определившая весь ход катастрофы, вскрылась лишь 6 февраля. Оказалось, что аварийный участок имел незамеченную связь с обширными отработанными пространствами прошлых лет – естественным резервуаром, заполненным чистым метаном. Именно оттуда газ непрерывно подпитывал опасную зону, сводя на нет все усилия по вентиляции и создавая постоянную угрозу новых взрывов.
Фатальный просчет побудил руководство к радикальному решению: затопить опасный участок водой. Так, к 12 февраля, после подачи более 12 тысяч кубометров воды, очаг был окончательно потушен, а участок – изолирован.
Другие катастрофы в шахтах
Не менее страшная трагедия произошла 7 октября 1993 года на шахте «Центральная» в Копейске. В конвейерном штреке лавы № 84 вспыхнул пожар.
Возгорание конвейерной ленты было обнаружено около 17 часов. Первая попытка его ликвидировать провалилась из-за нерабочего пожарного водопровода. Несмотря на оперативное оповещение и начало эвакуации, ситуация быстро вышла из-под контроля. Ключевой ошибкой стало некачественное проведение спасательной операции. Так, в течение первого часа руководство работами менялось четыре раза, а связь с горноспасателями, спустившимися в шахту, была утрачена. Отделения действовали без четких указаний, самостоятельно меняя маршруты.
Критическим моментом стало сообщение о высокой концентрации метана (4–5%) в лаве. Однако меры по немедленному выводу всех людей из шахты приняты не были. В 19:20 произошел первый мощный взрыв метана в конвейерном штреке, за которым последовала серия новых взрывов. В результате погибли 24 человек: 2 сотрудника шахты и 22 горноспасателя.
Поисково-спасательная операция растянулась почти на год. Прибывшие на помощь кузбасские спасатели несли потери: во время работ от теплового удара и в результате новой вспышки метана погибли еще три человека. Разбор завалов был приостановлен, а аварийный участок – изолирован. Тело последнего погибшего горняка подняли на поверхность только 23 октября 1994 года.
Расследование установило, что тяжелые последствия аварии стали следствием целого ряда нарушений: от неподготовленности руководства к ликвидации ЧП и отсутствия оперативного управления до игнорирования опасной обстановки.
Еще одна авария произошла 24 мая 2007 года на шахте «Юбилейная» в Новокузнецке. Взрыв в выработках участка 16–15 унес жизни 39 человек. В момент катастрофы под землей находились 217 горняков, 179 из них удалось вывести на поверхность.
Согласно официальному заключению комиссии Ростехнадзора, взрыв метановоздушной смеси и угольной пыли произошел из-за целой цепочки нарушений. Источником воспламенения стала электрическая искра от короткого замыкания в поврежденном кабеле выемочного комбайна. К этому привели использование нестандартной детали и нарушение взрывозащиты оборудования. Взрывоопасная концентрация газа скопилась из-за плохого проветривания забоя, а распространению взрыва по выработкам способствовало формальное выполнение мероприятий по пылевзрывозащите.
Рекомендуем также почитать материалы о том, как авария на шахте в Кузбассе унесла жизни 8 человек, как взрыв уничтожил три подъезда в жилом доме в Новосибирске, а также подборку самых ярких ЧП и аварий 2025 года в Сибири.
Изображение сгенерировано с помощью ИИ / Станислав Казаченко


