В конце января в Краснодарском крае была создана межведомственная рабочая группа по разработке нового федерального закона о казачестве. После того как соответствующее распоряжение подписал глава региона Вениамин Кондратьев, в ее состав вошли атаман Кубанского казачьего войска Николай Долуда, руководители профильных министерств и ведомств, а также представители законодательной власти, юристы, историки. Планируется, что до 20 апреля группа должна разработать концепцию закона «О развитии российского казачества» и провести общественные слушания. Своим видением ситуации с РИА «ФедералПресс» поделился политолог Виктор Титов:
«На мой взгляд, казачество не нуждается в дополнительной легитимности. Ни в правовой, ни в политической. Казачество на данный момент – это вполне состоявшийся институт, деятельность которого уже достаточно четко регламентирована законодательной базой в РФ. Оно стало неотъемлемой частью политической жизни в целом, а в особенности – южных регионов (Кубань, Дон, Ставрополье), что имеет свои исторические основания.
При этом, считаю, что нужно говорить не о каких-то дополнительных полномочиях и новых ресурсах, а скорее поднимать вопрос структуризации уже имеющейся нормативной базы, которая определяет деятельность казачества. Уже сейчас казаки трудятся у нас в довольно разных сферах (военно-патриотическое воспитание, помощь органам правопорядка, культурно-просветительская деятельность). Поэтому вполне возможно, что назрел момент некого рамочного закона федерального уровня. Важно, чтобы этот документ, интегрировал предыдущий опыт (как региональный,, так и общероссийский), накопленный за более чем четверть века.
При этом нужно понимать, что спрос на дополнительные полномочия казаков предполагает и некоторую дополнительную ответственность. Понимание того факта, что казачество является достаточно серьезным институтом в федеральном центре полностью присутствует. С одной стороны, власть доверяет казакам. С другой стороны – показательна инициатива администрации президента, требующая от казачьих атаманов декларирования своих доходов.
Принцип «доверяй, но проверяй». Мы видим, что власть доверяет казачеству, готова ему содействовать, давать дополнительные полномочия. Но уровень ответственности перед обществом в целом и перед государственной властью казачества должен повышаться.
Кроме того, могу предположить, что поскольку именно Краснодарский край стал инициатором нового закона о казачестве, то действующая сейчас рабочая группа попытается внести в законопроект ряд инициатив, ранее реализованных или предложенных руководством Кубанского казачьего войска. Наиболее резонансными из них, на мой взгляд, являются идея наделения казачьих обществ землей и предложение о создании казачьей милиции. Я думаю, здесь вполне понятно желание казачьих организаций усилить собственное влияние.
Что касается казачьей милиции, то будет ли она ближе или дальше от народа – зависит не от конкретного региона, но от конкретного поселения и сформировавшихся там отношений между казаками и местными жителями. Т.е. здесь все сугубо индивидуально. Что касается возможных функций данной организации, то поскольку пока это только инициатива и ее продолжения (с более четкой детализацией) мы не увидели, то речь, скорее всего, идет о том, что сами авторы инициативы не знают, как это будет реализовываться.
Каков будет механизм детализации, какая последовательность шагов предстоит нам от конкретизации идеи до создания полноценного работоспособного института? Это достаточно серьезный путь, который вряд ли удастся пройти быстро».