Top.Mail.Ru
Общество
Россия
2

Люб ли вам, станичники, Путин-атаман?

Российское казачество: на лихом коне, но со шлейфом скандалов

Сегодня казаки хотят избрать своим верховным атаманом Владимира Путина, но при этом они никак не могут избавиться от ореола скандалов и внутренних проблем. Эксперты обращают внимание на их усиливающуюся роль и огромные финансовые вливания за последние годы: но что за этим стоит и куда это ведет? И будет ли решать сложные вопросы глава внутренней политики Андрей Ярин, который в свое занимался казачеством? Подробности – в материале РИА «ФедералПресс».

Под крылом государства

До 2025 года правительство страны намерено потратить на развитие казачества 765 млн рублей. Главный результат, которого хотят добиться власти, – увеличить численность казачьих обществ со 180 тыс. человек до 206 тыс. Еще одну приятную новость для казаков недавно озвучил руководитель Федерального агентства по делам национальностей Игорь Баринов, заявивший о возможности в обозримом будущем подготовить новый федеральный закон о российском казачестве, максимально использующий их потенциал.

Сегодняшнее казачество (как и несколько веков назад) можно разделить на две части – реестровое, то есть, несущее государственную службу, и нереестровое. Если последнее представляет из себя аморфную массу разнообразных общественных организаций, то первое – жестко структурировано и подчинено государству. Именно реестровое казачество стало той корпорацией, которая не только глубоко срослась с государственными органами, но и активно влияет на внутреннюю политику ряда регионов, в частности, Юга.

В России существуют 11 войсковых реестровых казачьих обществ, которые разделены по крупным регионам страны: Кубанское войсковое казачье общество, Оренбургское войсковое казачье общество, Всевеликое войско Донское, Сибирское войсковое казачье общество, Центральное казачье войско, и так далее. Казачьих генералов – атаманов – утверждает лично президент, и все они состоят в президентском совете. На сегодня реестровых казаков насчитывается около 180 тыс. (из которых более четверти принадлежат непосредственно к Кубанскому казачьему войску).

Делами казаков на высшем уровне занимаются сразу два ведомства. Во-первых, это Совет при президенте РФ по делам казачества (фактически включенный в структуру администрации президента). Его с 2012 года возглавляет полпред в Центральном федеральном округе Александр Беглов. Кстати, казачеством в ЦФО занимался бывший заместитель Беглова, а ныне – глава управления внутренней политики Андрей Ярин, который являлся ответственным секретарем Совета по делам казачества. Кроме того, казачество курирует и созданное в прошлом году правительственное Агентство по делам национальностей. Оно занимается их этнокультурным развитием (наравне с развитием других народов России), а также исполняет «функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере взаимодействия с казачьими обществами».

Казаки-разбойники?

Как отмечают эксперты, основными проблемами казачества является их разобщенность, а также отсутствие четкого места в системе современного российского общества, что постоянно вытекает в конфликты и скандалы. «Одна из главных проблем казачества заключается в том, что оно не консолидировано и не организовано, – делится доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин факультета социальных и экономических наук РАНХиГС Игорь Загарин. – Поэтому те или иные структуры могут использовать казачество на местах в социально-политических конфликтах или борьбе за собственность». В качестве примера эксперт приводит недавнее противостояние в московском парке Торфянка, где представители РПЦ подключили к конфликту казачью охранную организацию. 

Активность казаков иногда приобретает скандальный оттенок. Так, в этом году громкой оказалась история с избиением членов оппозиционера Алексея Навального, которые вместе со своим лидером весной улетали в Москву из аэропорта Анапы (где все и произошло). В феврале 2014 года казаки устроили потасовку с участницами группы Pussy Riot в Сочи, а в мае 2012 года сорвали открытие выставки Марата Гельмана ICONS в Краснодаре. При этом часто фигурантами скандалов становятся нереестровые казаки.

«Проблема людей, которые совершают дискредитирующие казачество поступки, конечно, есть, – рассуждает первый заместитель атамана Всевеликого войска Донского, казачий полковник Михаил Беспалов. – Зачастую такие люди не относятся к реестровому казачеству, и из-за таких «ряженых» страдает репутация настоящих казаков. Впрочем, порочащие честь действия иногда совершают и представители войск. Но за последние пять лет число таких случаев серьезно сократилось. И не в последнюю очередь благодаря воспитательной работе со стороны казачьего руководства».

В 2012 году казаки и православные активисты «выжили» Гельмана из Краснодара

Убрать автономных

Именно из-за участившихся конфликтов федеральная власть пытается избавиться от «вольницы» и маргинальных групп, считает Игорь Загарин. «Власти хотели бы иметь дело с единой централизованной структурой. Но пока не получается. Одна из причин этого кроется в природе самого казачества, которое всегда воспринимало себя как тесно взаимодействующее, но автономное от власти сообщество», – комментирует Загарин.

«Делить нам нечего, ведь все, по сути, делают одну и ту же работу. А часто – еще и вместе, – говорит Михаил Беспалов. – Насильно нереестровых в реестр загонять никто не будет. Но работа по объединению ведется». Михаил Беспалов добавляет, что реестровое казачество снова пытается взять на себя те функции, которые оно занимало ранее. Однако этому препятствует сложившееся положение вещей, в рамках которых казачьи группы имеют статус общественных объединений и финансируются в основном за счет местных бюджетов. Казаки при необходимости могут взять на себя выполнение самых разных общественных функций. Причем им иногда требуются не финансовые вливания, а законодательная поддержка, говорит Беспалов.

В то же время, ряд экспертов оценивает современное казачество довольно критично. «Нынешнее казачество не может найти места место в современном обществе, поскольку исчезла необходимость в тех функциях, которые оно выполняло до революции», – считает руководитель аналитического бюро Alte Et Certe, эксперт по Северному Кавказу Андрей Епифанцев. По его словам в нынешних условиях реестровое казачество просто дублирует ряд некоторые функции, выполняемые другими институтами.

Отметим, что реестровое казачество уже сейчас выполняет множество важных для государства функций. Казаки занимаются патриотическим воспитанием молодежи и подготовкой их к военной службе, охраняют леса, объекты культурного наследия, границы, общественный порядок и борются с терроризмом. А на Дону, Кубани и Ставрополье они совместно с полицией патрулируют улицы, ведут лицензированную охранную деятельность. Кроме того, с недавнего времени идет активное включение казачьих подразделений в состав Росгвардии.

Любо, братцы, жить

Сейчас лучше всего казачье дело складывается в Краснодарском крае. Так как все главы региона уделяли этому серьезное внимание, регион давно стал передовым в развитии казачьей культуры и сегодня задает тренд для войск остальных российских территорий. Не зря только число реестровых казаков, проживающих в регионе, составляет более 45 тыс. человек (еще 3 тыс. казаков Кубанского казачьего войска живут в соседних регионах). Сегодня в регионе насчитывается 554 казачьих общества. Казаки активно участвуют и в патриотическом воспитании юношества. При этом около 1,5 тыс. казаков на постоянной основе охраняют общественный порядок во всех 44 муниципальных образованиях региона.

Позавидовать члены других казачьих организаций могут и бюджету, выделяемому на нужды ККВ. Только в рамках госпрограммы 2014–2016 годов «Казачество Кубани» было предусмотрено выделение средств на общую сумму 3,1 млрд рублей. Кстати, с 2005 года включенные в государственный реестр казаки по закону несут государственную службу, за которую получают деньги. Сейчас их зарплата составляет от 21 до 25 тыс. рублей, а рабочее время примерно занимает около 190 часов в месяц. А в рамках новой программы краевые власти планируют потратить на казаков в 2016–2021 годы 6,2 млрд рублей.

Отметим, что духовная и патриотическая составляющая в последние годы сильно занимают кубанскую власть, которая в числе прочего финансирует разнообразные праздники и фестивали. При этом форсированное создание на территории региона казачьих классов велось еще в бытность губернатора Александра Ткачева. А новый глава региона Вениамин Кондратьев в этом году создал подобные классы в каждой кубанской школе (сейчас их порядка 3 тыс., в них обучаются более 63 тыс. детей) и Союз молодых казаков. Также стоит добавить, что в числе последних инициатив властей реализована и практика передачи казачьим обществам без торгов земельных наделов под сельскохозяйственные нужды. На 1 августа 2016 года казачьи общества ККВ получили 7,3 тыс. га земли и еще 700 га должны были получить в ближайшее время.

Хотя и не такими темпами, но также активно идет развитие казачества в Ростовской области. Здесь реестровым является Всевеликое войско Донское (старейшее в России). Впрочем, финансирование у дончан куда скромнее – всего 660 млн рублей. Также на Дону получили большое распространение и казачьи дружины, которые насчитывают 1,2 тыс. человек. В отдельных районах области, учитывая сокращение правоохранительных органов, альтернативы казачьей дружине не существует. Активно развивается и казачье образование. Сейчас в Ростовской области его получают более 30 тыс. человек. Отметим, что если казачья политика меньше, чем на Кубани интегрирована в системные действия властей Ростовской области, то сами казаки здесь более активно участвуют в политических процессах. Например, действующий атаман Всевеликого войска Донского и глава «Ростовской корпорации развития» Виктор Гончаров этой осенью участвовал в борьбе за пост сити-менеджера Ростова-на-Дону.

Добавим, что к наиболее сильным также принято относить Терское, Оренбургское и Сибирское казачьи войска. А вот казачество Крыма только делать только первые шаги. И это не удивительно. Ведь во времена нахождения полуострова в составе Украины, центральная власть предпочитала не замечать казаков и игнорировала их проблемы. Сейчас же идет активное создание в Таврии реестровой казачьей организации. В ее состав войдут Крымский и Севастопольский казачьи округа, в которых числится более 5 тыс. человек. Отметим, что процесс запустился в сентябре прошлого года, когда в Симферополе прошел учредительный большой круг казаков Крыма. А уже в начале этого года республиканские власти приняли решение создать в структуре правительства подразделение для казаков, которое появится в госкомитете по делам межнациональных отношений и депортированных граждан республики.

Смотр-парад Всевеликого войска Донского, октябрь 2015 год

Казачьи перспективы

Но казачество не стоит на месте и в ближайшее время его могут ожидать серьезные изменения. Как отмечает Михаил Беспалов, сегодня на правительственном уровне активно прорабатывается государственная стратегия в области казачества. В числе прочего Агентство прорабатывает возможность создания единой организационной структуры, которая бы объединила большинство существующих в стране казачьих организаций. «Как участник процесса отмечу, что это важный элемент, способный упорядочить жизнь российского казачества. Однако здесь важны как политическая воля, так и наличие финансовых средств», – акцентирует первый заместитель атамана ВВД.

По его словам, создание единой структуры потребует проведение большого круга в Москве, куда приедут представители большинства казачьих обществ (как реестровые, так и не реестровые). Кроме того, объединение также потребует создания главного управления казачьих войск России и трансформацию казачьих объединений из общественных в государственные. Кстати, сейчас обсуждается идея, что верховным атаманом России должен стать Владимир Путин.

Что касается общего прогноза на будущее, то Михаил Беспалов предсказывает продолжение тренда на усиление взаимодействия между государством и казачьими организациями, а также большей интеграции их членов во властные органы. «Казаки сегодня – это серьезный резерв государства, связанный с госуправлением, решением внутренних задач и поддержанием безопасности. Мы активно откликаемся на все поручения, которые ставит президент через своих представителей в различных органах власти. Поэтому считаю, что взаимодействие между казаками и государством будет только усиливаться. А в рамках плана федерального Агентства есть очень серьезные проекты, которые могут быть доверены казакам», – уверен Михаил Беспалов.

«Мне кажется, что власть продолжит усиливать те процессы, которые мы видим и ныне, – также согласен Андрей Епифанцев. – По-прежнему будет вестись политика на консолидацию казачества (как социально активной группы) и установление контроля за ней. Также власть продолжит оказывать давление и направлять казачью активность в русле своих интересов. Параллельно будет идти и увеличение численности и финансирование. Кроме того, власть продолжит попытки призвать на службу нереестровых казаков». Правда, каким образом это будет реализовано – никому из экспертов пока не ясно. 

Фото ЮГА.ру

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.