Top.Mail.Ru
Экономика
Калининградская область
0

«Нужен переход от административной к партнерской модели управления развитием Калининградской области»

Фото – Андрей Озерцов

В Калининградской области идет работа по корректировке региональной стратегии развития региона, которая была утверждена в 2012 году на период до 2030 года. В соответствии с законодательством новая редакция стратегии и план ее реализации должны быть утверждены правительством области к 1 января 2019 года. Директор Центра стратегических разработок Агентства регионального экономического развития, кандидат философских наук Борис Трегубов считает, что разработка этих документов должна сопровождаться формированием качественно новой системы стратегического управления развитием региона, основанной на партнерстве органов власти и регионального сообщества.

– Тема партнерства уже давно стала практикой взаимодействия власти и общества, тогда в чем здесь проблема?

Разработка, корректировка и реализации стратегии предполагает, что под заказчиком этой работы подразумевается не только де-юре государственные органы власти, но и де-факто другие субъекты стратегического развития региона – органы местного самоуправления, бизнес, общественные организации, научное и экспертное сообщества, в конечном счете, все региональное сообщество, интересы которого и должны представлять эти институты. И хотя на уровне деклараций органами власти этот императив принимается и даже провозглашается, но реальные практики мышления и поведения тяготеют к устаревшим административным методам управления развитием региона.

Эта ситуация свидетельствует об отсутствии эффективных каналов и механизмов обратной связи органов власти с региональным сообществом, что в свою очередь содействует низкой эффективности деятельности органов государственного управления и порождает недоверие к ним населения, институтов гражданского общества. И формирует у них комплекс беспомощности влиять на процесс управления развитием региона. Кстати, как показывают результаты опросов различных социологических центров, эта ситуация характерна для многих регионов страны. От 80 до 90 % респондентов считают, что они не могут влиять на процесс принятия управленческих решений органами муниципального и государственного управления в регионах.

– И что здесь требуется предпринять в первую очередь?

Во-первых, необходимо рассматривать формирование системы управления развитием региона, т.е. стратегией, а также ее подготовку и реализацию, как партнерский проект. Это должно формироваться консолидированной управленческой командой, состоящей из представителей не только органов государственной власти, но и органов местного самоуправления, бизнеса, гражданских институтов и экспертного сообщества. Только в результате такой работы формируется согласованное понимание основных проблем, возможностей и ограничений, реалистичное видение будущего, целей и ожидаемых результатов, роли и места ключевых игроков в стратегии и управления ее реализацией. Разумеется, то о чем я говорю, – это своеобразный целевой стандарт, к которому надо стремиться, но он уже реализуется в некоторых регионах страны.

– А конкретные примеры вы можете привести?

Например, проект «Стратегии 2030 – выбор будущего» Ростовской области, который на Всероссийском конкурсе 2018 года признали лучшей региональной практикой в сфере создания органами власти механизмов и инструментов общественного диалога с представителями муниципалитетов, науки, бизнеса и общественности в ходе разработке стратегии развития области. Долгосрочные цели обсуждались на интернет-порталах органов власти, на бизнес-площадках, в Общественной палате и дискуссионных клубах, в социальных сетях и в средствах массовой информации. В результате, как отмечает губернатор Ростовской области Василий Голубев, была создана, по сути, стратегия общественного согласия.

Этот вывод чрезвычайно важен и для нас, так как показывает, что разработка стратегии, а я бы добавил, – ее корректировка и реализация, может стать не только мощным инструментом консолидации регионального сообщества, но и позволит в разы увеличить эффективность и реализуемость стратегии развития региона.

– В Калининградской области, насколько я поняла, такая работа, как в Ростовской области, не проводится?

Пока работа органов исполнительной власти по корректировке стратегии идет в сугубо административном фокусе, они готовят свои материалы и предложения в региональный минэконом, который должен осуществлять их свод в первую редакцию документа. При этом планировалось даже создание неких рабочих групп в соответствующих ведомствах. Правда не понятно, кто в них должен был бы входить и в чем заключаются их задачи? Но, насколько мне известно, работа этих рабочих групп так и не началась.

В связи с приходом нового руководства областью, я хотел бы обратить внимание на место и роль совета по стратегическому планированию при губернаторе, который вполне может стать платформой перезапуска системы стратегического управления развитием региона и формирования компетентной и консолидированной управленческой команды из основных субъектов регионального развития. Формирование такой команды можно было бы развернуть через запуск работы тематических комиссий и рабочих групп не только на платформе совета и органов власти, но и на коммуникационных площадках Общественной палаты, бизнеса, ведущих университетов региона.

Если эта работа – по обсуждению ключевых проблем и поиску возможных способов их решений – будет проходить на постоянной основе, в неформальной обстановке, без погон, и будет сопровождаться экспертной поддержкой и профессиональной работой модераторов, то такие коммуникационные площадки могут способствовать перенастройке устаревших управленческих практик поведения и мышления, снятию стереотипов отчуждения и укреплению доверия между представителями органов власти, бизнеса, общественных институтов и экспертного сообщества. В результате такой работы будут формироваться целевые стратегические команды, мотивированные на стратегию и способные к ее реализации.

Важным механизмом формирования системы стратегического управления может стать создание на платформе совета или уполномоченного органа исполнительной власти отдельной комиссии по координации работы, связанной с разработкой и реализацией стратегий развития муниципальных образований и их согласования с региональной стратегией. Сейчас в регионе идет вторая волна разработки муниципальных стратегий, большинство которых закончились в 2016 году. Поскольку отсутствуют организационно-управленческий механизм и методический инструментарий поддержки этой работы со стороны Правительства, то каждый муниципалитет разрабатывает стратегии без учета единых требований к структуре и содержанию такого рода документов. Причем, подготовка новых стратегий зачастую идет без комплексного анализа и оценки достижения целей в ранее принятых стратегиях.

Кроме того, совет по стратегическому планированию мог бы инициировать проведение ежегодных стратегических сессий, с участием всех заинтересованных сторон и широкой общественности, на которых можно было бы представлять результаты реализации стратегии, работы тематических комиссий, рабочих групп для их обсуждения и учета поступивших предложений и замечаний.

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями СЗФО в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.