Top.Mail.Ru
Общество
Кировская область
0

«Всегда будет слово осужденного против слов сотрудника»

тюрьма
Эксперт отмечает, что установить юридически какой-то факт в закрытом учреждении довольно сложно

Правительство внесло в Госдуму законопроект, дающий заключенным право на денежную компенсацию в случае нарушения в отношении них международных норм содержания под стражей, включая запрет на пытки. Согласно документу, факт нарушений заключенному юридически подтверждать не нужно – это сотрудникам колонии придется доказывать, что таких нарушений у них не допускалось. Однако не все эксперты верят, что новый закон поможет решить проблему соблюдения прав заключенных в местах лишения свободы. Член общественной палаты Кировской области и региональной общественной наблюдательной комиссии Олег Ткачев рассказал «ФедералПресс», почему нововведения не станут решением проблемы издевательств над заключенными:

«Я не верю в то, что этот закон кардинальным образом изменит ситуацию. Как и в случае с другими нормативными актами, он будет тестироваться, будут попытки его обхода. Понятно, что сотрудники колоний не кинутся в первых рядах быть исполнителями нового закона – это не в их сторону направлено, не в их интересах. Где-то он будет просто игнорироваться, где-то будут доказывать, что ничего этого не было. Адвокаты и правозащитники будут пытаться использовать этот закон, но с учетом того, как доказывались факты нарушений условий содержания раньше, положительные результаты будут в единичных случаях, там, где были очень явные нарушения.

Вообще, установить юридически какой-то факт в закрытом учреждении сложно. Всегда будет слово осужденного против слов сотрудника. У последнего всегда есть достаточно возможностей повлиять на других осужденных, которые при необходимости могут письменно подтвердить, что черное – это белое, а белое – это черное. Практика такова, что при рассмотрении жалобы осужденного появляются заявления еще пятерых осужденных, которые свидетельствуют, что они стояли рядом и все видели: ничего не было, жалобщик не прав, сотрудник колонии белый и пушистый и все было в рамках закона. А сам осужденный не может собрать какую-то доказательную базу и тем более подтвердить ее документально.

Нарушения гигиенического, бытового характера встречаются нередко, но сразу и всем видны – если что-то не соответствует нормативным требованиям, то это заметно. Когда мы на это указываем, бытовые условия изменяют в соответствии с нормативами. Обычно, когда приходим в следующий раз, кран починен, вкручена более яркая лампа – это исправляется. С бытовыми вопросами не так много проблем, хотя в колонии иногда и ссылаются не недостаток средств, грядущий ремонт через 2 месяца.

Что касается других жалоб, направленных, допустим, в прокуратуру, то я видел пачки писем с ответами о том, что проверка проведена и сведения, содержащиеся в жалобе, не подтвердились. Когда осужденный пишет жалобу, то он говорит сразу обо всем, что ему не нравится, хотя мы рекомендуем писать про каждый факт отдельно, чтобы получить несколько ответов. Когда есть пять претензий в одном обращении, то приходит ответ в две строки, что все проверено, но ничего не обнаружено. Что именно не обнаружено – не расшифровывается. Из этого ответа не ясно, что именно проверяли, кого опрашивали, какие действия предпринимали для выяснения обстоятельств. Кажется, что это мелочи, но из-за них создается ощущение глухой стены, через которую ничего не проходит».

Фото:ФедералПресс / Евгений Поторочин

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями ПФО в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.