2020 год отрицательно сказался на всех секторах экономики. Автопроизводители и дилеры не остались в стороне. Об изменениях в автомобильной отрасли «ФедералПресс» рассказал эксперт транспортной отрасли Алексей Тузов.
«Введенные ограничения из-за стремительного распространения коронавируса, мировой локдаун, временное прекращение работы автоконцернов и нарушение цепочек поставок – все это привело к сокращению авторынка на 9 % в минувшем году. Однако нельзя не отметить тот факт, что отрицательная динамика продаж началась еще до коронавируса. В 2019 году число проданных авто снизилось на 2,3 % по сравнению с 2018 годом. Конечно, падение не столь ощутимое, если учитывать показатели 2020 года, тем не менее, необходимо подчеркнуть, что сокращение объемов продаж новых автомобилей фиксируется на протяжении последних двух лет.
В 2020 году автодилеры продали 1 млн 486,5 тысяч новых легковых автомобилей. При этом, чуть более четверти (27 %) от купленных россиянами машин – это автомобили отечественного производства. В прошлом году российские автомобильные компании, а также иностранные производители, чьи производства расположены в России, смогли укрепиться на рынке и завершить год успешнее, чем зарубежные производители.
Интересно, что даже после возобновления работы автоконцернов и восстановления экспортно-импортных отношений с Европой и странами Азии, в российских дилерских центрах сформировался дефицит зарубежных марок автомобилей. Недостаток машин был спровоцирован двумя факторами. Во-первых, существенное влияние оказал эффект отложенного спроса. После ослабления ограничительных мер основными клиентами дилерских центров стали люди, которые запланировали в ближайшее время приобрести новый автомобиль, а также те, кто хотел инвестировать накопленные денежные средства.
Во-вторых, автопроизводители сократили темпы производства, так как предполагали существенное снижение потребительского спроса. К сожалению, ситуация на авторынке обернулась не в их пользу, что привело к опустевшим складам и потере прибыли.
В сложившихся условиях дефицита стал очевидным рост стоимости автомобилей. Одним из основных обстоятельств, повлиявшем на ценообразование, стал обвал рубля по отношению к мировым валютам. В 2020 году стоимость автомобилей увеличивалась практически каждый месяц, а иногда каждые две недели. Так, например, Lada Vesta, стоимость которой в 2019 году начиналась от 607 тысяч рублей, в 2020 году подорожала на 11,5 %. Желающие приобрести автомобиль этой модели должны были заплатить минимум 677 тысяч рублей. Hyundai Solaris 1,6 Comfort за год подорожал до 941 тысячи рублей (+7 %). Skoda Octavia, сменив поколение, в некоторых комплектациях прибавила почти 200 тысяч рублей.
Несмотря на непростую ситуацию в мире, в период с января по ноябрь на покупку автомобилей россияне потратили около 2 трлн рублей. Лидером авторынка 2020 года остался сегмент SUV. Наиболее популярным автомобилем данного сегмента стал Hyundai Creta (73,5 тысячи проданных машин, рост +2,9 %). Второе и третье место занимают Toyota RAV4 (реализовано 36,4 тысяч авто, рост +19 %) и Volkswagen Tiguan (продано 33 тысячи автомобилей) соответственно.
Эксперт об утилизации автомобилей: «Цены на новые машины вырастут»
Следующим по востребованности сегментом стал сегмент В, доля которого за прошлый год составила 37,6%. Соотечественники приобрели около 559 тысяч автомобилей этого класса. Золото и серебро по числу продаж разделили LADA Granta (126,1 тысяч проданных авто) и LADA Vesta (107,3 тысяч машин). Замыкает тройку лидеров KIA Rio (88,1 тысяч автомобилей).
С ощутимым отставанием по числу продаж от двух предыдущих сегментов следуют сегменты C и D. На их долю пришлось по 4 % в общем объеме рынка.
Если рассматривать авторынок с точки зрения присутствия на нем различных автомобильных брендов, то в 2020 году в ТОП-5 наиболее популярных марок авто вошли LADA, Kia, Hyundai, а также Renault и Volkswagen. Приблизительно на 7% выросли продажи автомобилей марки Skoda, в плюсе оказались BMW (опередив Mercedes), Suzuki, Cadillac, Mini, Isuzu, а также китайские бренды Haval, Geely, Chery, Changan и FAW.
В этом году автомобильный рынок вряд ли сможет оправиться от ударов, нанесенных коронавирусной инфекцией. Рост продолжат сдерживать основные факторы, влияющие на развитие экономики в целом – действующие эпидемиологические ограничения, влияние кризиса и неблагоприятная геополитическая обстановка. Однако рост объемов продаж новых автомобилей все же возможен. Если не будет введен повторный локдаун, то в 2021 году рынок может вырасти на 3-7 %.
Основным драйвером роста станут долгожданные автомобильные новинки. В 2021 году на российском рынке появится около 50 новых седанов, кроссоверов и внедорожников различных марок. Так, массовый сегмент автомобилей пополнится минивэном KIA Carnival четвертого поколения. Hyundai анонсировали поступление в продажу нескольких моделей: обновленный кроссовер Hyundai Santa Fe, кроссовер Tucson четвертого поколения и новый Hyundai Creta. Volkswagen, вероятнее всего, порадует соотечественников компактным кроссовером Taos. Skoda до конца 2021 года представит обновленную версию своего самого популярного кроссовера – Kodiaq.
В премиум сегменте дебютируют рестайлинговый кроссовер Jaguar E-Pace, обновленный Land Rover Discovery, Genesis GV70, Genesis GV80 и седан G80, Cadillac Escalade пятого поколения, флагманский седан Mercedes-Benz S-Class, Audi A3, обновленный Q5, BMW M3, M4, M5 CS.
Кроме того, при условии стабильного курса рубля по отношению к мировым валютам, изменение стоимости автомобилей продолжится, однако рост цен не будет столь стремительным, как это было в 2020 году. Ожидается постепенное увеличение стоимости новых автомобилей в пределах 1-2 % в каждом квартале. А значит потребительский интерес, скорее всего, сохранится на уровне предыдущих периодов. Конечно, если на валютном рынке будут происходить резкие изменения, тогда автопроизводители будут вынуждены отреагировать на ситуацию и увеличить цены. В этом случае спрос неизбежно уменьшится, что приведет к снижению объемов продаж».
Фото: ФедералПресс/Евгений Поторочин