Руководство Банка России обратило внимание на скандальную тенденцию 2020 года: тяжелейшее для страны и народа время оказалось райским для ряда крупных банков. Сколько заработал крупнейший российский госбанк – Сбер, куда он тратит деньги и почему «кому война, кому мать родна», – рассуждает российский экономист, политик и публицист, ведущий ряда теле- и радиопрограмм, доктор экономических наук Михаил Делягин:
«Апофеозом подхода – кому война, кому мать родна – представляются действия все еще государственного Сбербанка. Когда Банк России снизил ключевую ставку на 2 процентных пункта (с 6,25 до 4,25 % годовых), Сбер снизил среднюю ставку для корпоративных клиентов лишь на 1 процентный пункт. Крупнейшая госмонополия держала процентную маржу на докоронавирусном уровне в 5,5 п. п.
Как следствие – у Сбера в 2020 году чистая прибыль по МСФО превысила 760 млрд рублей. Благодаря поощрению финансовых спекуляций и ограничению производства соотношение чистой прибыли и основных налогов от деятельности составило в банковском секторе около 70, а для корпораций, представляющих реальный сектор – 20–30.
Сверхприбыли крупнейших банков идут не на поддержку и развитие реального сектора (а значит – не на стабилизацию страны), а прежде всего на разнообразные непрофильные активы. Помимо медиа различной степени либеральности, хитом стали «экосистемы»: никак не связанные с профильным банковским бизнесом и друг с другом посаженные на цифровые платформы предприятия сферы услуг – от такси до медицины, от онлайн-кинотеатров до доставок. Эти специфичные бизнесы просто не известны банкирам, что порождает самостоятельные риски, – однако бизнесмены надеются охватить своим бизнесом все стороны жизни человека, погрузив его в тотально контролируемую ими среду (отсюда и термин «экосистемы»).
Уничтожение конкуренции банковскими монополиями, захватывающими новые отрасли экономики и выжигающими там так поддерживаемое на словах малое и среднее предпринимательство, хоть и трактуется официально как рост эффективности, на деле снижает устойчивость общества и его способность к прогрессу.
Высокие и не поддающиеся внятной оценке риски «экосистем» оказывают на страну дестабилизирующее воздействие: инфернальные сверхприбыли банковских монополий из-за слабости госрегулирования не укрепляют, а расшатывают стабильность.
Банк России начал разумно реагировать на эту нетерпимую ситуацию. Правда, пока он не обращает внимания на то, что «экосистемы» вырывают средства у реального сектора и лишают его возможности развития, обещая тем самым блокировать прогресс так же эффективно, как сейчас блокируют его финансовые спекулянты.
Но мегарегулятор видит неприемлемость перекоса в пользу «экосистем» хотя бы с точки зрения рисков, – за что уже заслуживает поддержки. Ключевым риском являются вложения банков, не сопровождающиеся обязательством их вернуть. По сути, это масштабный вывод средств в непрофильные и трудно поддающиеся даже простой оценке сферы.
Инвестиции Сбера только в нефинансовые активы его «экосистемы» на конец 2020 года составили около 150 млрд рублей. Выручка от его нефинансового бизнеса – 71,4 млрд против общей выручки в 3,37 трлн. По оценкам Банка России, непрофильные вложения 30 крупнейших банков достигли 2,4 трлн. руб. (включая 0,5 трлн. в «экосистемы») – 20 % их совокупного капитала – и бурно растут. Низкая обеспеченность непрофильных активов и их непрозрачность создают угрозы для всей финансовой системы в целом.
Для нормализации ситуации Банк России намерен выбрать между тремя методами: жесткое разделение банковской и небанковской деятельности (по примеру США и Англии), запрет банковских вложений в иммобилизованные активы заградительным коэффициентом риска в 1 250 % или ограничение вложений каждого банка в иммобилизованные активы 30 % совокупного капитала (с учетом разного уровня рисков разных групп таких активов).
Вероятно, на первом этапе реализован будет наиболее мягкий метод регулирования, – но принципиальную значимость имеет сам факт ограничения финансовых спекуляций, что объективно является необходимым условием и первым шагом к развитию реального сектора».
Фото: ФедералПресс / Елена Сычева