Страшная трагедия в брянской школе, где 14-летняя девочка ранила из отцовского оружия одноклассников, снова подняла на обсуждение проблему буллинга. Как родителям распознать, что ребенок стал жертвой травли в школе, и избежать непоправимых последствий – рассказала «ФедералПресс» тюменский психолог, который специализируется на семейной, детской и подростковой психологии, конфликтологии Юлия Лукашенок:
«У ребенка меняется поведение, наблюдается подавленное настроение. Он чувствует себя очень неуютно, настороженно, может вздрагивать от резких движений и звуков. Присутствуют явные депрессивные признаки, в том числе психосоматические проявления, например, участились просьбы не ходить на занятия: «Живот болит. Можно я не пойду в школу».
Вещи и одежда ребенка не в порядке: видны следы целенаправленного повреждения (разрезы) или грязи, канцелярия сломана, учебники или тетради повреждены.
Ребенок чувствует себя одиноким, с ним никто не общается. Если раньше ему звонили, его приглашали в гости, то тут ребенок не востребован социумом.
Он прогуливает школу без всяких причин, опаздывает на первый урок или сбегает с последнего. На все вопросы о том, что с ним происходит, чаще всего отмалчивается или говорит: «Все нормально». Не просит о помощи.
Также ребенок отказывается посещать уроки физкультуры или столовую, те места, где он не может контролировать ситуацию.
Жертва травли будет красть из дома вещи для того, чтобы откупиться. У ребенка пропадают деньги.
Безусловно, будет страдать учеба. Учителя могут начать жаловаться на то, что ребенок отказывается учиться. Кстати, для учителей маркеры травли следующие: ребенок не выходит из класса на перемены, он старается держаться ближе к учителям, подходить непосредственно к звонку или с опозданием либо раньше, с последнего урока уходит, никто не хочет сидеть с ним за одной партой.
Острый конфликт на равных следует отличать от целенаправленной травли. Чем отличается травля от ссоры с лучшим другом или подругой? Яркими эмоциями. Чаще всего ребенок хочет об этом поговорить. А при травле подавленное настроение и заниженная самооценка носят системный характер: он выглядит тревожно, печально и неуверенно.
Необходима комплексная работа с травлей, чтобы не было тяжелых последствий в виде нападения, причинения тяжкого вреда здоровью, смерти и совершения преступления с отбыванием реального срока».
Фото: ФедералПресс / Ольга Юшкова
Стрельба в брянской школе