В сентябре группа сенаторов и депутат Госдумы Евгений Москвичев внесли законопроект, который предусматривает создание единого механизма комплексного развития жилья. Если проще, то – реновации аварийного жилья. Регионы, в которых жилищная проблема, конечно, стоит остро, задались главным вопросом: где взять деньги на этот проект? Получится ли провести реновацию по всей стране, в эксклюзивном интервью для «ФедералПресс» рассказал общественный омбудсмен по защите прав предпринимателей в строительстве Дмитрий Котровский.
Дмитрий Михайлович, как вы оцениваете проведение реновации в Москве?
– Реновация в Москве, скажем так, стартовала с трудом. Что говорить, если все отраслевые выставки подразумевали демонстрацию внутренней отделки новых квартир? Москвичей старались хотя бы немного успокоить. Впрочем, ситуация могла бы быть еще хуже, если бы в последние годы правления [экс-мэра Юрия] Лужкова не провели масштабную работу по обновлению инженерных сетей. Не могу оценивать качество проведенных работ, но замена была произведена. Поэтому та реновация, которая началась при Собянине, была не такой объемной, какой могла бы быть.
Насколько реально масштабировать реновацию на остальные регионы страны?
– Законопроект, который представили группа сенаторов и Евгений Москвичев, необходимо серьезно пересматривать. Нужны дискуссия и поиск компромиссов. Он как раз был основан на столичном опыте. Одно из ключевых изменений, которое необходимо внести, – скорректировать тональность некоторых формулировок. В первую очередь это касается «изъятия по решению суда». Во-первых, мы все понимаем, что нужное решение суда могут получить те, кто в нем заинтересован. А во-вторых, граждане просто оказываются незащищенными. Они хуже знают законодательство, имеют меньше возможностей, чем интересанты.
По моему мнению, реновация должна была ответить на важный для страны вопрос о том, как системно принимать решения по объектам, которые признаны аварийными или находятся в зоне ветхого жилья. Но сейчас она вызывает больше вопросов, чем дает ответов. В регионах ситуация простая – в бюджетах нет денег для того, чтобы закрыть вопрос по аварийному жилью. И там сейчас очень ждут решения всех вопросов с законопроектом.
Реновация – дорогостоящий процесс. Москва, Санкт-Петербург и ряд других городов могут себе ее позволить, но для большинства маленьких провинциальных городов эти затраты окажутся неподъемными. Ожидается ли федеральное финансирование проекта?
– Какие-то федеральные средства в региональную реновацию перечислены будут. Но сейчас проблема не в этом. Законопроект в нынешнем формате не дает возможности для бизнеса инвестировать в обновление без лишних рисков. И с этим необходимо что-то делать. В нынешних реалиях большая ответственность ложится на региональные власти. По сути их просто отправляют на амбразуру. Страдают и губернаторы, которые не вовлечены в принятие решений на площадке правительства или Государственной думы. В стране инициатором законопроекта могут быть региональное заксобрание, Федеральное собрание, правительство и президент. Губернаторы просто выброшены из этого процесса, а отвечать будут именно они.
Важно понимать, что из 4 млрд квадратных метров жилья, поставленных на кадастровый учет, половина – ветхое. У нас есть жизненный цикл объекта, во время которого в абстрактном здании должен проводиться косметический, а если необходимо, то и капитальный ремонт. После этого подразумевается очередной новый капитальный ремонт. Но почему муниципалитеты опасаются переводить жилье в статус аварийного? Во-первых, после этого необходимо забюджетировать денежные средства для сноса, а затем и строительства нового жилья. А во-вторых, после получения статуса аварийного жилье становится опасным для чиновников. Любая травма, полученная из-за обрушения кровли или, например, лестничной площадки, грозит им уголовной ответственностью. А так как сами чиновники и отвечают за присвоение этого статуса, то получается замкнутый круг.
Поэтому реновация в регионах в любом случае будет проходить индивидуально. Слава богу, что этот процесс не начнется до окончания парламентских выборов, иначе бы у большинства тех, кто пытается продвинуть этот закон, были серьезные электоральные проблемы.
В Москве многие негативно восприняли этот процесс. Какова вероятность того, что регионы также не примут реновацию?
– Нынешняя идея реновации – пример желания не изучать проблему комплексно. Понятное дело, что дешевле и проще сравнять с землей большую территорию и затем начать реализацию проектов, чем работать точечно. К сожалению, большинство участников этого процесса видят только то, что находится на земле. Просто коробку. Но мы не должны забывать о том, что находится вне поля нашего зрения. Коммуникации, которые снабжают нас водой, газом, электричеством, – проблема уже ближайших лет. В большинстве городов страны сети были построены в 1970–1980-е годы, а то и раньше. Поэтому здесь очень важна комплексная работа. По сути не решается вопрос, который напрямую связан с нацпроектами. В них указано, что граждане должны иметь возможность получать качественное и комфортное жилье. И если с комфортом все более или менее понятно, то с качеством возникают вопросы. Ведь в этот критерий попадает и то, какую воду вы пьете, и то, насколько безопасно жить в вашем доме.
Но есть и другая проблема. Люди жили в абстрактных 40 квадратных метрах, а по итогам реновации получат, например, 50. Но это не сделает их жизнь комфортнее. Лишние два квадрата в спальне и еще четыре на кухне не сыграют важной роли. Нужно смотреть вглубь проблемы. Нужно оценивать не просто площадь, а то, сколько человек проживает в квартире, какого они возраста и пола, сколько людей спит в комнате и многое другое. И это вопрос уже к переписи населения. Парадоксально, но государство до сих пор не знает этих данных, поэтому и работать с ними у них нет возможности.
Если проводить перепись, то очень важно расширить перечень вопросов, которые там присутствуют. Если этим не заняться, вы дадите людям то, что у них не в приоритете. Да, у них будет красивая входная группа или новый современный лифт, но они все так же впятером будут ютиться в двухкомнатной квартире. Когда вы занимаетесь реновацией, ваша главная задача – дать гражданам страны комфортное, доступное и качественное жилье.
Какие города должны провести реновацию в первую очередь?
– У нас 15 городов-миллионников и 1117 муниципалитетов. Я вас уверяю, в каждом из муниципалитетов заинтересованы в проведении реновации. Но две трети регионов страны – дотационные, а значит, они сильно зависимы от федеральной власти. Что говорить, если проблемы возникают в Подмосковье? Имею в виду количественные показатели ветхого и аварийного жилья. Причина проста – многие районы удалены от центра. Схожая проблема и в Ленинградской области. А, например, в Санкт-Петербурге свои трудности. В 1971 году было подписано соглашение с ЮНЕСКО, согласно которому необходимо согласовывать каждый ремонт с этой организацией.
Может ли реновация стать для России продолжением программы переселения из ветхого и аварийного жилья, которая в ряде регионов уже выполнена?
– Безусловно. Это будет своеобразным продолжением программы, но со своими нюансами. Но вернемся к тому, что программа переселения из ветхого и аварийного жилья была абсолютно понятна. Инвестор за свои деньги строил переселенческое жилье, производил снос старого, и на освобожденных участках строил новое жилье, но никак не занимался улучшением инфраструктуры. Он имел полное право подключаться к уже существующим сетям. Таким образом на выходе мы получали красивый автомобиль, ресурс двигателя которого был на исходе. А значит, уже вскоре он мог надолго встать в гараже. Реновация в теории решает эту проблему, но заметно увеличивает стоимость работ, а значит, и без того пустые бюджеты многих регионов достигнут предела.
Фото: ФедералПресс / Елена Майорова
Реновация жилья