Top.Mail.Ru
Общество
Москва
0

Политолог о продлении моратория на проверку бизнеса: «Главная задача – сохранить рабочие места»

Правительство
Политолог о том, как продление моратория на проверки бизнеса скажется на будущем этого сектора экономики

Премьер-министр России Михаил Мишустин из-за эпидемии коронавируса распорядился продлить мораторий на плановые проверки малого и среднего бизнеса до конца 2021 года, сообщается на сайте правительства. По его словам, сектор наиболее пострадал из-за введенных ограничений. Ранее о возможности продления моратория заявлял президент России Владимир Путин. Глава государства указал, что такая мера позволит снизить административную и налоговую нагрузку на десятки тысяч компаний, где работают миллионы жителей страны. Но помогут ли эти действия реально сохранить малый и средний бизнес в России? Своим мнением с «ФедералПресс» поделился политолог Дмитрий Абзалов.

Дмитрий, правительство продлило мораторий на проверки бизнеса. Насколько эффективна такая мера?

– Сейчас очень сложно об этом сказать. Значительная часть достаточно крупных компаний находится под огромным давлением, плюс ко всему необходимо понимать, что мы живем в период сложной эпидемиологической ситуации, которая не особо располагает к серьезному развитию в разных отраслях. Не упрощает ситуацию и то, что некоторые отрасли продолжают оставаться закрытыми. Например, массовое развлечение и туризм, где возникают дополнительные проблемы.

Проверки и в лучшие времена создавали трудности. Они просто-напросто «морозят» деятельность организаций, потому что значительная часть кадрового ресурса бросает свою непосредственную работу, чтобы обеспечить доступ к документам. Это влияет на деятельность этих организаций и создает стрессовые ситуации для заказчиков и партнеров. Да и просто замедляет их работу.

Все подобные вопросы необходимо переносить на посткоронавирусный период, потому что сейчас такие телодвижения могут лишь стимулировать закрытие предприятий малого и среднего бизнеса. Это, соответственно, будет приводить к увеличению уровня безработицы. Нужно понимать, что подобный итог серьезно усилит социальное напряжение, что никому не на руку.

Не стоит забывать и о том, что проведение проверок – хорошая возможность для злоупотребления служебным положением. Иначе говоря, повышается возможность коррупционной составляющей. И сейчас есть шанс минимизировать работу этого механизма.

В целом же стоит признать, что это решение на фоне творящегося вокруг логичное и своевременное. Малому и среднему бизнесу сейчас только проверок и не хватает.

Не будут ли представители бизнеса злоупотреблять мораторием на проверки?

– Конечно, часть представителей малого и среднего бизнеса будет злоупотреблять такими преференциями. Но в целом это нормальная ситуация. Другое дело, что большинство будет заниматься не этим. У них в приоритете будет спасение собственного бизнеса. Им абсолютно не интересно банкротство и потеря части или даже всех инвестиций. Большинство бизнесменов не глупые люди, а значит, они умеют смотреть в будущее. Для них мораторий станет шансом на выживание за счет снижения нагрузки на организацию.

К тому же снижение качества товаров и услуг, которое в теории может последовать за мораторием на проверки, будет заметно конечным потребителям, а значит, в долгосрочной перспективе позиция «максимальная прибыль любой ценой» окажется проигрышной.

Но, вероятно, есть сферы, которые просто нельзя оставлять без проверок?

– В первую очередь это касается сфер, которые непосредственно связаны с безопасностью граждан. Частично к ним относятся организации, которые регулируются по определенным критериям, в том числе автозаправочные станции. Сюда же стоит отнести сегмент производства, связанный с производством и хранением опасных веществ. Как бы это забавно ни звучало, но к ним относится и производство, например, петард и фейерверков. На контроле нужно держать и производителей продуктов питания, чтобы они не забывали о нормах безопасности.

Если оценивать ситуацию в целом, я бы сказал, что нужно отделять зерна от плевел. Есть сегменты, которые связаны с безопасностью, поэтому если там будет нарушение технологических процессов, это может привести к катастрофическим последствиям. В принципе такие организации, думаю, находятся под жестким контролем несмотря на все моратории на проверки. А вот сегменты нелицензируемой деятельности, а также деятельности, не связанной со здоровьем граждан, могут вполне естественно получать послабления.

Для каких сфер бизнеса отсутствие проверок демонстрирует наибольшую эффективность?

– Тут все достаточно просто. Наибольший выигрыш получают бизнесы, где важна быстрая оборачиваемость. Например, торговый бизнес, где один потерянный день – серьезная проблема на долгое время. Также туда можно отнести и бизнес, связанный с внешнеторговой деятельностью, где царит жесткий тайминг. Преимущества получают организации, продающие услуги населению. Из-за введенных ограничений потребность в таких услугах со стороны жителей страны снизилась. И чем меньше работников в компании, тем сложнее им «противостоять» проверкам, так как каждый сотрудник на счету.

А для кого они наименее эффективны?

– Меньше всего проблем у бизнеса, который постоянно находится под отчетностью. Например, металлургические комбинаты или организации, работающие с опасными веществами. Они постоянно находятся под контролем, а значит, в режиме 24/7 готовы к проверкам.

Не придется ли по завершении (или даже в период) действия моратория столкнуться с горой нарушений, пожаров, катастроф?

– Пока не сталкивались; наверное, и сейчас не столкнемся. В любом случае сейчас решаются другие проблемы. У нас снизилась экономическая активность. А это действительно огромная проблема. Как я уже говорил, компании находятся под давлением. Они вынуждены всеми силами не снижать уровень занятости населения, хотя с точки зрения свободного рынка, в рамках которого мы, собственно, живем, необходимо проводить сокращения. На фоне всех пандемических ограничений продолжается и масштабный мировой кризис.

Сейчас общемировая и общероссийская тенденция – сохранить малый и средний бизнес как одного из главных поставщиков рабочих мест. Если их потеряем, лопнут ипотечный и кредитный пузыри, потом начнутся проблемы у банков, а эти два фактора утащат налоги из бюджета. Именно поэтому сейчас необходимо выйти из всего этого с минимальными потерями, а с будущими проблемами нужно будет разбираться в будущем. Но в целом я не думаю, что будут глобальные проблемы в плане безопасности. Никто не захочет повторения известных трагедий, так как если что-то подобное произойдет, никакие связи не помогут избежать жесткого наказания.

Не возникнет ли у представителей малого и среднего бизнеса синдрома отмены, когда меры поддержки государства завершатся? Смогут ли они вновь стать полноценными участниками рынка?

– Тут все зависит от того, как каждая из компаний подготовится. Вполне возможно, что те, кто адаптируется к новым условиям, выйдут на рынок с новыми силами и в дальнейшем без проблем продолжат развивать свой бизнес. Если же подобная работа не будет проведена, они быстро станут частью истории.

На сколько необходимо продлить мораторий, чтобы он оставался эффективным?

– Я бы продлил его как минимум до конца эпидсезона и заложил бы возможность его пролонгирования на более отдаленные сроки. Ситуация сложная и непонятная, поэтому надеяться, что все быстро закончится, не стоит.

Мораторий – лишь одна из мер поддержки бизнеса. Насколько комплекс мер, выработанный государством, оказался эффективен?

– Об их эффективности можно будет говорить по прошествии большего времени. Сейчас они помогают удержать бизнес на плаву, но стоит учитывать, что после окончания пандемии далеко не все смогут выжить без государственной поддержки. А она абсолютно точно не будет вечной. Это не в правилах любого государства.

Фото: ФедералПресс / Екатерина Лазарева

Сюжет по этой теме
11 июня 2021, 11:15

Экономический кризис

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.