Top.Mail.Ru
Экология
Москва
0

Глава ассоциации «РусПЭК» о расширенной ответственности производителя: новые требования к бизнесу закончатся ростом цен на продукты

Любовь Меланевская
Любовь Меланевская рассказала о проблемах переработки отходов

В России имеется ворох застарелых экологических проблем, не решаемых в течение многих лет. Одна из них – максимальная переработка товаров и упаковки, вышедших из употребления. Она должна осуществляться в рамках расширенной ответственности производителя, про которую многие компании даже не знают. В чем ее суть и как она должна осуществляться на практике, в интервью «ФедералПресс» рассказала Любовь Меланевская, исполнительный директор ассоциации «Промышленность за экологию» («РусПЭК»).

Что такое расширенная ответственность производителя? Для чего она нужна? Чем она отличается от обычной ответственности производителя?

― Расширенная ответственность производителя (РОП) – государственный инструмент регулирования, который устанавливает свод регламентов и правил, как бизнес обеспечивает утилизацию определенной доли товаров и упаковки, выпущенных на рынок. Этот институт появился в Европе примерно 30 лет назад как ответ на рост объемов отходов от использования товаров и упаковки: бизнес расширил зоны своей ответственности, обеспечивая не только безопасность и качество товара и упаковки, но и утилизацию отходов после их использования потребителями, внедряя так называемый постпотребительский жизненный цикл. Ровно поэтому ответственность называется расширенной. При этом перед бизнесом стояла задача обеспечить утилизацию, чтобы отходы упаковки или товара не попадали на свалку.

Чрезвычайная важность и актуальность института РОП становится понятна на цифрах. К примеру, в России в общем объеме твердых коммунальных отходов около 42 % составляет упаковка (из металла, картона, пластика и стекла), еще 3–4 % составляет текстиль, около 1 % – электроника. То есть около половины столь актуальных для нашей страны мусорных проблем можно решить, правильно настроив расширенную ответственность производителя. И в Европе это получилось – например, в Германии бизнес обязан самостоятельно утилизировать определенный процент отходов от товаров и упаковки. Как результат около 70 % отходов упаковки утилизируется, а полученное вторсырье идет в повторное производство.

Когда в России появилась РОП? Можно ли говорить, что с тех пор и до настоящего момента она толком не работала?

― Сугубо формально РОП появилась в России в 2015 году, с момента вступления в силу положений федерального закона «Об отходах производства и потребления», который установил, что такое РОП и какие форматы расширенной ответственности доступны для российского бизнеса. Всю необходимую для нормальной работы РОП подзаконную базу постоянно правили, и бизнес, который выполнял свою расширенную ответственность, делал это в ситуации постоянной неопределенности – не понимая, какие правила игры будут установлены даже через месяц.

При этом экологически ответственный бизнес все равно выполнял свою расширенную ответственность – обеспечивал утилизацию товаров и упаковки теми способами, которые представило ему государство. Либо самостоятельно – через договоры с утилизаторами, либо через уплату экологического сбора в бюджет, и тогда государство брало на себя ответственность за утилизацию. Проблема в том, что, по статистике Министерства природных ресурсов и экологии России, таких экологически ответственных компаний к 2019 году было не более 10 %. Остальные 90 % уклонялись от расширенной ответственности: не перерабатывали сами и не платили экосбор государству. И это большая проблема.

Тем не менее среди тех 10 %, кто все-таки выполнял РОП, есть настоящие пионеры. К примеру, только члены ассоциации «РусПЭК» – всего 18 компаний – обеспечили в 2019 году утилизацию 7,9 % всей ПЭТ-упаковки, выпущенной в обращение на российский рынок. Для сравнения: целевой показатель национального проекта «Экология» по переработке твердых коммунальных отходов в 2019 году находился на уровне 7 %. То есть единицы экологически ответственных компаний в ряде категорий отходов упаковки выполнили свое «домашнее задание», пусть и по принципу «за себя и за того парня». С учетом огромной доли уклоняющихся от расширенной ответственности это очень неплохой результат.

Поэтому будет правильным говорить не о том, что РОП не заработала, а о том, что РОП не стала общей практикой для всего российского бизнеса, так и оставшись уделом экологически ответственных компаний. До тех 90 %, кто любит «кнут», а не «пряник», государство за пять лет почему-то так и не успело добраться.

Перед Новым годом вице-премьер Виктория Абрамченко утвердила новую концепцию РОП. В чем ее принципиальные отличия от старой?

― Ключевое отличие новой концепции РОП от существующих положений законодательства – это явный фискальный крен всего документа в пользу завышенных единовременных требований к бизнесу, которые не могут закончиться ничем, кроме как ростом квазиналоговых платежей и в конечном итоге – ростом цен на продукты. При этом вопрос с утилизацией отходов остается открытым.

Самый наглядный индикатор такой расстановки акцентов в концепции – введение 100-процентного норматива утилизации на упаковку уже с 2022 года, при этом в случае уплаты экосбора, а не самостоятельного достижения 100-процентной утилизации предлагается применять удвоенный норматив утилизации, что в случае упаковки будет означать оплату за 200 % выпущенной на рынок упаковки.

Что означает цифра 100 %? Она означает, что уже с 2022 года вся упаковка, выпущенная на рынок, должна быть переработана: самим бизнесом, если он выбрал путь утилизировать самостоятельно, либо государством, если какая-то компаниязаплатилаэкологический сбор (этим компания делегировала государству обязательства по утилизации и заплатила за это деньги). С учетом того, что более 90 % производителей и импортеров уклоняются от ответственности, платить будут только добросовестные компании, таким образом создавая неконкурентные условия на рынке.

Сегодня мощностей для переработки 100 % упаковки в нашей стране нет, тем более нет инфраструктуры по раздельному сбору отходов упаковки, а ведь именно через раздельный сбор можно извлечь упаковку из нашего мусорного ведра. То есть даже те компании, которые самостоятельно организовывали переработку упаковки и намерены делать это и дальше, все равно заплатят деньги в бюджет, при этом понимания, куда и на что пойдут заплаченные средства, нет.

Будет ли в таких условиях мотивация у бизнеса развивать недостающие мощности по сбору и утилизации?

― Едва ли. Все сведется к уплате экосбора в бюджет, который к тому же будет браться в удвоенном размере.

Предложение по оплате экосбора за удвоенный норматив утилизации не только является необоснованным, поскольку оно не приведет к соразмерному или хоть сколько-нибудь значительному росту вовлечения во вторичный оборот отходов упаковки товаров из-за отсутствия необходимой инфраструктуры. Оно является угрожающим финансовому состоянию многих отраслей, включая социально значимые, так как создаст серьезную дополнительную финансовую нагрузку на товаропроизводителей вплоть до критической – с учетом вызванного пандемией и другими факторами экономического спада. Например, для молочной отрасли финансовая нагрузка в этом случае будет в 2 раза выше, чем субсидия от государства, предоставляемая для повышения продуктивности молочного скотоводства.

Положениями концепции также предлагается исключить ассоциации, созданные производителями, импортерами товаров в соответствии с федеральным законом «Об отходах производства и потребления» для коллективного выполнения нормативов утилизации, из возможных опций по выполнению нормативов утилизации. При этом создание производителями и импортерами специальной организации (в российском законодательстве – ассоциации) в целях коллективного развития инфраструктуры по сбору и утилизации отходов является основным способом исполнения РОП в странах Европы, достигших наиболее впечатляющих показателей по утилизации отходов упаковки, таких как Дания, Бельгия, Нидерланды, Германия (показатель переработки отходов – более 70 %). А ведь именно на успешный европейский опыт ссылался президент Владимир Путин в рамках своего выступления в декабре 2020 года.

В концепции есть правильные тезисы о целевом направлении собранных средств экосбора на создание новых мощностей по сортировке и утилизации. Однако для этого предстоит еще провести большую работу на подзаконном уровне, а вот ввести 100-процентный норматив по упаковке – дело решенное. Таким образом, с бизнеса точно соберут большие деньги, а вот как их потратить, решат потом.

К сожалению, в России уже есть подобный печальный опыт – утилизационный сбор на автомобили. Там используется тот же подход – деньги на утилизацию авто собираются в момент его покупки. В результате все закончилось тем, о чем предупреждали бизнес и эксперты, – собранные деньги просто растворяются в бюджете, никто так и не увидел утилизационные комплексы, созданные на средства от утильсбора. Ровно этого мы и опасаемся в отрасли утилизации упаковки.

РОП распространяется на все отрасли промышленности, энергетики и строительства или есть какие-то исключения?

― РОП распространяется на товары и упаковки, точный перечень которых указан в распоряжении правительства России от 31 декабря 2020 года № 3721-р. Это довольно внушительный документ, где приведен исчерпывающий перечень товаров и упаковки. И хотя энергетика или строительство там прямо не выделены как сегменты, перечень товаров и упаковки, попавших под утилизацию, безусловно касается и этих отраслей, так как они либо производят и продают, либо покупают товары и упаковку.

Важно понимать, что РОП – это не только про бизнес, а про общество в целом. Нет такой части общества, которую бы это не коснулось, так как все нуждаются в товарах и упаковке, а у каждого товара есть конечный срок использования, после чего его нужно утилизировать.

Что может принести РОП российскому бизнесу? Будет ли от РОП какая-то польза или же у него только вырастут расходы? Если вырастут, то как сильно?

― При грамотной настройке РОП компании получают мотивацию делать свою продукцию и упаковку более перерабатываемой и более экологически безопасной, а также получать экономические преимущества. Товаропроизводители прямо заинтересованы в том, чтобы их упаковка была легче и тоньше, так как в итоге упаковки становится меньше и ее проще переработать, чтобы затем вернуть в хозяйственный оборот, – тем самым экономятся средства на закупку первичных материалов. Это требует инвестиций на начальном этапе, но компании идут на это, понимая долгосрочный экологический и экономический эффект.

Поэтому РОП – это окно возможностей, в том числе и для российского бизнеса. Однако текущая фискальная ориентированность концепции пока сильно снижает мотивацию бизнеса к развитию проектов в области РОП.

С какими сложностями может столкнуться реализация новой концепции РОП?

― Главный запрос от общества сегодня – показать реальную переработку отходов. Об этом и говорит президент Владимир Путин, и говорила вице-премьер Виктория Абрамченко. Полигоны для захоронения отходов перегружены, а на переработку уходит не более 7 % отходов. Нам – и бизнесу, и государству – нужно увеличивать объемы утилизации отходов, однако пока текущий инструментарий – регулирование РОП – едва ли к этому мотивирует.

Концепция РОП содержит много позитивных посылов, однако ключевое и главное – одномоментное введение 100-процентного норматива по упаковке – едва ли создает у бизнеса мотивацию обеспечивать реальную переработку. Так как 100-процентный норматив выполнить нереально, абсолютное большинство компаний, после того как их выведут из серой зоны, смирится и либо заплатит государству, либо будет еще изобретательнее уклоняться от ответственности, так как цена вопроса слишком высока. И это уклонение – еще один вызов, с которым государству придется работать. Если при текущих 20–40 % норматива уклонялись 90 % компаний, то при 100-процентном нормативе РОП вряд ли начнут выполнять все.

Так или иначе, основная сложность реализации концепции – показать рост реальной переработки отходов в условиях, когда бизнесу дан сигнал «плати», а не «утилизируй».

Фото предоставлено пресс-службой ассоциации «РусПЭК»

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.