Несанкционированные акции протеста, которые прокатились по России в январе, оказались похожи на протесты в других странах на постсоветском пространстве. Наверняка после решения суда отправить оппозиционера Алексея Навального в колонию на 3,5 года протесты продолжатся. Уже 23 января, когда состоялась первая акция, многие эксперты заметили, что в российских городах реализуются те же сценарии, что были в Украине, в Беларуси. Так ли это, в интервью «ФедералПресс» рассказал политический консультант, автор книги «Анатомия публичного переворота» Владимир Перевозчиков.
Владимир Викторович, на последних протестах мы наблюдали интересное поведение толпы. В частности, на Комсомольской площади 31 января участники несанкционированной акции устроили «аквадискотеку»: они скакали так же, как это делали протестующие на Майдане. Это технология или просто совпадение?
– Эти технологии в каждой стране прогрессируют: увеличиваются, улучшаются, транслируются и применяются довольно долго. Мы называем их «майданными», потому что это термин, понятный для нас. Вообще, когда даешь команду на какое-то движение, ты начинаешь им управлять. Это часто применяется на тренингах личностного роста. Если в рабочей группе видишь, что человек не включился в процесс, просишь его совершить какое-то простое действие, например, встать и закрыть форточку. После этой просьбы ты уже как бы управляешь этим человеком. Нечто подобное происходит и в клубах, когда люди танцуют под музыку. И на протесте происходит такое же управление через движение: участники попадают в этот резонанс.
Много говорят об «оранжевых» технологиях при организации массовой раскачки людей. В чем их особенность? Как отличить стихийный протест от организованного, с использованием политтехнологий?
– Сначала должен появиться импульс: скажем, монетизация льгот или пенсионная реформа. Это не просто протест, он зрел на кухне невольно, возможно, год с начала пандемии. Коронавирус усилил негативные явления внутри общества. И определенные люди этим пользуются.
Отличие простое. Есть профессионально подготовленные люди, которые централизованно этим процессом управляют. Если ты видишь четкие определенные команды, это сценарий. Кто-то же сказал людям на Площади трех вокзалов в Москве «давайте прыгать». Что-то новое всегда сложно придумать. А еще были запущены мемы с джакузи, аквадискотекой, золотым ершиком. Они стали символами, заранее спланированными. Иначе говоря, отличить процесс стихийный от нестихийного можно через четкие указания. Но обычный гражданин этого сделать не сможет. Только профессионал.
Если это сценарий, то почему для России ничего нового не придумали?
– Слава Богу, что нет ничего нового. Старые технологи особо и не сработали. Хотя определенное движение вперед произошло по сравнению с Пушкинской площадью. Когда люди стояли и ходили на морозе, с 14 до 18 часов, – это долго.
Но надо понимать, что Алексей Навальный – это не Ленин и не Че Гевара. Он не является предводителем или единым лидером. В этих протестах нет катализатора. А таким «спусковым крючком» могут быть или серьезные нарушения на выборах, или что-то еще, за счет чего остальное население выйдет на улицы. А сейчас основная масса взрослых людей за Навального или по его призыву не пойдет.
Говорят, что в числе организаторов незаконных акций 23 и 31 января, включая тех, кто призывал к таким действиям, оказались граждане Украины. Допускаете ли вы, что их организованно используют для попытки Майдана в России? Или украинцы просто увидели «движуху» с приездом Навального и решили «вписаться»?
– И то, и другое. Украинцы сильно «прокачаны» против России. Также однозначно, что вложились туда определенные структуры. Конечно, эти «диванные войска» были использованы. Там почти все на русском говорят и на русском думают. Как их не использовать, если столько лет вкладывали им в умы мысли и действия против России? Теперь даже «методички» читать не надо.
Были ли в России стихийные протесты за последние годы?
– Стихийные были в 2011-2012 годах. Вернее, в начале был импульс, потом его перехватили протестные активисты. Просто протестные лидеры не всегда ловят этот импульс. Даже они далеки от настоящего народа.
Протесты в Хабаровском крае были стихийные или спланированные?
– В начале – да, потом уже нет. Хотя почва для недовольства, безусловно, была.
Почему мало людей вышло против повышения пенсионного возраста, который коснулся всех? А в 2019 году недовольных регистрацией кандидатов в Мосгордуму, которая далеко не всех касается, было гораздо больше.
– В Москве больше заострено внимание к свободе передвижения, высказываний. И пенсионная реформа на момент ее внедрения была мало ощутима основной частью населения. Жители среднего возраста не поняли, что их это коснулось, а у старшего поколения просто выше доверие к решениям власти. Кроме того, настроение людей было повышенным из-за чемпионата мира по футболу. А вот если бы пенсионная реформа пришлась на пандемию коронавируса, последствия были бы плачевными.
Шиес – стихийная история? Как считаете?
– Нет, не стихийная.
Почему штаб Навального сознательно призвал людей выходить именно на несанкционированные протесты?
– В некоторых регионах акции согласовали, но не везде. Оппозиционерам надо было оперативно выходить, а они понимали, что система будет затягивать этот процесс. Спешили и призвали людей выходить на незаконную акцию.
Планировали ли (или планируют) организаторы, по вашему мнению, применить «оранжевый» сценарий при протестах в России? И если да, то в чьих интересах?
– Да. С этой целью они создают базу недовольных. Люди выходят, общаются, вольно-невольно создаются коммуникационные цепочки. Протестующих сажают в один автозак. Эти группы более системны. У каждого свой круг общения, паблик в сети, и этот ком растет. Вопрос лишь, продержится ли все это до сентября 2021 года и во что выльется. Оппозиционеры делают частые шаги. Думаю, они сейчас будут выходить раз в месяц, потому что на более частый протест ресурсов не хватает, это видно.
В любом случае это происходит однозначно не в интересах народа России. В первую очередь, тут интересы коллективного Запада, чтобы страна была слабой. Любые смены режима — это ослабление России, потеря коммуникаций, смена элиты, передел собственности. Не думаю, что это приведет к чему-то хорошему. Чем слабее Россия, тем выгоднее зарубежным партнерам. Геополитические войны никогда не останавливались. Империи борются за влияние. Они так воспитаны, что есть враг, и с ним надо бороться.
Конечно, в любой стране кто-то чем-то недоволен. Просто надо это понимать.
Для команды Навального старт избирательной кампании пошел с приезда Алексея Анатольевича в Москву. И его прилет тоже был провокацией, на которую штаб сознательно пошел. И любимая гендерная история: если мужа посадили, давайте жену, бабушку, тещу потащим в политику.
Продолжая тему жены. Как думаете, применяется ли «белорусский сценарий» для России? Я имею в виду попытку «слепить» из Юлии Навальной Тихановскую.
– Управление январскими протестами происходило через интернет, что схоже с «белорусским сценарием». А еще было давление через иностранное вмешательство. На суд над Навальным приехало 16 иностранных дипломатов. Мы слышали заявления политических лидеров других стран. И это тоже технология, которая показывает, что Запад поддерживает протестующих. Но мы уже видели, на что способны американцы.
Еще, как и в Белоруссии, общество стараются поделить на тех, кто за, и тех, кто против. Нарабатывается таким образом база недовольных. Тем более, когда кто-то попал в автозаки или СИЗО. Однако пока у протестующих сплоченной массы нет. Единственное, я думаю, что сценарий жесткого силового подавления протеста, как в Белоруссии, может быть, не применим для России. Все-таки нас нельзя сравнивать.
Что касается Навальной и Тихановской, я напомню, что последняя президентом так и не стала. А выйдет ли из Юлии Навальной яркий политический лидер — тут много неизвестных, надо ли это ей, как она себя поведет.
Плохо, что база для протеста существует – из-за пандемии, экономического кризиса. Но протестовать могут где угодно – в Хабаровске, Красноярске, не важно. Это будет лишь шах в этой шахматной игре. А мат делается всегда в Москве. Кто возьмет столицу, тот и будет управлять ситуацией. Пока мы видим, что Навальному удается задавать повестку. Он идет на опережение. Заготовки к фильму про Путина были заранее. Ходы готовились. Насколько глубоки они – вот вопрос.
Фото: ФедералПресс / Евгений Поторочин