Top.Mail.Ru
Общество
Свердловская область
0

Энергетика доброты, помощи и сочувствия: Алексей Невьянцев о роли благотворительности в жизни общества

Алексей Невьянцев
«Видеть изнанку жизни – тяжело, порой мучительно. Но отворачиваться от нее – это уже преступление перед самим собой»

Финалист всероссийского конкурса «Лидеры России», президент благотворительного фонда «Доброе дело» и бизнесмен Алексей Невьянцев из Первоуральска считает, что милосердие актуально всегда. О зачастую парадоксальной и удивительной практике добрых дел на протяжении 14 лет Алексей Невьянцев рассказал в интервью для «ФедералПресс».

Обретения и потери

Алексей Юрьевич, 14 лет деятельности фонда «Доброе дело» – в наше стремительное время внушительный срок. С чего все начиналось?

— Возможно, с несколько наивных поисков душевного комфорта. Бизнес – жесткая среда с острой конкуренцией. Чтобы эта суровость не поглотила целиком и полностью и не деформировала личность, захотелось противовеса.

Создавая фонд «Доброе дело», надеялся на то, что это будет своего рода отдых для души. Тем более перед глазами был яркий пример из детства: бабушка с дедушкой, папа с мамой искренне считали доброту основой жизни. Воспитанные в духе той эпохи люди, свято верившие: человек человеку – друг, товарищ и брат.

Коллективизм, взаимовыручка, деятельная помощь в любой трудной ситуации – все это было в нашей семье нормой. А учитывая, что дедушка руководил заводом, вокруг которого развивался поселок Динас со всей общественной инфраструктурой, этот в чем-то идеалистический по нынешним временам подход распространялся на тысячи людей вокруг. И в условиях новой капиталистической России мне чисто по-человечески его не хватало.

Не хватало вот этой атмосферы, ауры: теплой, душевной, внимательной.

А почему поиск душевного комфорта вы назвали наивным?

— Потому что на практике реальность благотворительности оказалась еще более жесткой, чем в бизнесе. Экономическая конкуренция – детский сад по сравнению с тем, как людям порой приходится буквально выживать. В бизнесе главная угроза – потеря денег, а когда люди теряют здоровье и жизнь – это гораздо страшнее.

Деятельность фонда – это и про тяжелобольных детей, и про семьи, где нормальная еда – роскошь, и про то, как семья, в которой пятеро детей были вынуждены выламывать доски из своего забора, только чтобы отапливать дом, где все углы промерзали и холод стоял невыносимый.

Что в этой ситуации перевешивает: психологический груз людских бед или же осознание важности той поддержки, которая помогает с этими бедами справиться?

— Видеть изнанку жизни – тяжело, порой мучительно. Но отворачиваться от нее – это уже преступление перед самим собой. Если ты можешь хоть чем-то помочь – помогай. Ищи соратников. Каждый день, каждым шагом, пусть небольшим, но настойчивым, меняй то, что рвет тебе душу. А как иначе?

Руки не опускались?

— Самое сложное – видеть человеческую слабость. Когда мы только начинали выстраивать работу фонда "Доброе дело" – стартовали достаточно бодро: собралось 50 волонтеров. Казалось бы, неплохая команда. Но через полгода работы из этих пяти десятков осталось 5 человек. Не сказать, что это стало шоком для меня, но захотелось пообщаться со старшим товарищем, с которым вместе фонд учредили.

Василий Иванович – человек мудрый. Посмотрел на мою растерянность и говорит: за Иисусом сколько человек ходили? Пять тысяч. А осталось? 12 апостолов. И вывод: «Алексей, у тебя отличная статистика! Так чего ты раскис? »

Каждый выбирает ношу по себе?

— И ношу, и систему координат, ценностей, приоритетов. С тем же Василием Ивановичем еще один важный в моей жизни разговор состоялся. Я тогда в Екатеринбурге возглавлял медиа-холдинг, ездил с личным водителем. Часто при остановке на перекрестке к машине подходили подростки и просили милостыню. Я всегда открывал окно автомобиля и подавал детям деньги. С одной стороны – видно: это циничный конвейер, паразитирующий на эмоциях. С другой – сердце при виде этих малолеток все равно сжимается.

Как правило, деловые люди далеки от сантиментов. И мне многие предприниматели в открытую говорили: ты что, не видишь – тебя же разводят! Затронул эту тему в беседе со старшим товарищем. Василий Иванович вновь краток и мудр: «Да, в девяти случаях из десяти тебя разводят и обманывают. Но в оставшемся одном случае ты, возможно, реально кого-то от голода спасешь. И он не потеряет веру в жизнь, в людей. И это – твой личный выбор: принимать эти девять обманов в качестве цены спасения по-настоящему бедствующего или не принимать».

Жизнь – она всегда глубже и полнее стереотипов.

Сказка и быль

Идея доброты заразительна?

— «Заразительна» – не совсем тот эпитет. Но определенный магнетизм здесь присутствует. Внутренняя логика, а порой и метафизика. На грани фантастики.

Навсегда заполнилась наша первая благотворительная елка. Кризисный 2009-й год. Для детей из малоимущих семей мы решили провести новогодний праздник с подарками. Напечатали 180 пригласительных билетов, раздали. А на расчетном счете для покупки подарков из необходимых 24 500 рублей – всего полторы тысячи. Пожертвований в кризис совсем нет, зарплату в фонде даже платить нечем.

Новогодняя елка назначена на 28 декабря. 19-го работники фонда мне говорят: неприятно, конечно, но надо отменять, извиняться перед детьми. Отвечаю: да как-то не по-человечески это, давайте подождем. 23 декабря – ситуация прежняя, и мне уже категорично так мои коллеги заявляют: а пригласить детей и оставить их без подарков – это по-человечески?

26 декабря – приходит смс о поступлении платежа на счет фонда в размере 23 000. От абсолютно неизвестной женщины из Самары. Сумма: недостающие 23 тысячи рублей. Назначение платежа: «Пусть Господь благословит ваши добрые дела».

Понимаю, что выглядит как рождественская сказка из книжек. Но реальность – она зачастую круче и невероятнее любых сказок.

Ваш девиз: никогда не сдаваться?

— Когда человек делает свой выбор, он же руководствуется логикой, которую считает верной. И если она действительно правильная, то надо двигаться дальше, невзирая на препятствия и трудности.

Лет через семь после той первой памятной елки – новые приключения. 29 декабря проводим очередную Новогоднюю благотворительную Елку в пятой школе для 220 детей. Начало назначено на 11.00, собираемся с сыном и дочкой, приезжаем. В 10.45 – как снег на голову: отключается электричество во всем районе, отремонтировать обещают через 4-5 часов. Надо отменять праздник.

Как отменять? Объявить детям в предвкушении сказки «все свободны»? Голова начинает в режиме блица искать решение. Говорю команде: ты – срочно ищешь ноутбук, в школе он наверняка есть, ты – срочно в магазин за колонками для ноутбука, вот деньги. Конечно, не идеал акустики, но какое-то время продержимся. Нашли. Начали.

А далее – каждые пять минут смотрим на заряд батареи ноутбука. Тает на глазах. Но за пять минут до нуля – в школе включается электричество, и продолжение – уже в нормальном, изначально задуманном варианте. Дети в восторге. Очередное чудо!

А коллеги по бизнесу – часто разделяют ваши приоритеты?

— Поначалу многие относились с недоверчивым любопытством: а где профит-то? Год, два, три – одни затраты, зачем? Иногда и жаркие споры случались на тему: а тупо потратить эти же деньги на выпивку и прочие глупости – лучше что ли?

Конечно, люди разные. И интересы у них разные, и ценности. Кто-то от благотворительности отстраняется, как черт от ладана, а кто-то на себе ощутил, что реальная помощь людям – это настоящее удовольствие, сильные позитивные эмоции, которые со временем ценишь все больше и больше.

Это ведь не от профессии зависит. Не от рода занятий или возраста. Это – настрой души. Для детей из неблагополучных и бедных семей мы традиционно устраиваем акции по сбору школьных принадлежностей, покупке канцелярских товаров. Однажды приходит бабушка, буквально держась за стенку: видит плохо. Протягивает тысячу рублей: купите детишкам самое нужное для школы. Мы в ответ: бабушка, а как вы нас смогли найти и дойти до нас, вы ведь совсем плохо видите? А она в ответ: а как же я могла не прийти?! Ведь детишкам в школу надо собираться. Дело то важное!

Из множества таких ситуаций и складывается мозаика, которая сильно меняет взгляды на многое: жизнь, людей, отношения, оценки, вечное и преходящее.

Цепочка добра – дорога к свету

Что для вас в практике фонда самое-самое главное?

— Когда люди, которым мы помогли, становятся на ноги и начинают сами помогать другим. Часто жизненные обстоятельства складываются так, что человек балансирует на грани. Если ему помочь, поддержать – он собирается с силами и «выплывает к берегу». А если оставить его один на один с проблемами – он может сорваться, спиться, погибнуть в буквальном смысле слова.

Есть поговорка про соломинку, которая сломала хребет верблюду. Можно еще вспомнить про «хвататься за соломинку» и «подстелить соломки». Иногда даже небольшого доброго дела достаточно, чтобы получить большой результат. А когда таких дел сотни, тысячи, и длится это годами – мир реально меняется к лучшему.

Эстафета добра – это не фигура речи?

— Скорее, это образ жизни. Образ мышления. Как уже говорил, мы традиционно помогаем нуждающимся семьям с подготовкой детей к школе. И вот однажды телефонный звонок 4 сентября: мы не поздно с канцелярскими принадлежностями? Доброе дело – всегда вовремя! Приходит молодая пара, приносит 30 замечательных наборов для школьников. Объясняют: у нас вчера свадьба была, так мы всех гостей попросили вместо подарков принести канцелярские товары. Хотим, чтобы наша совместная жизнь вот так начиналась – с заботы о детишках.Согласитесь, трогательно, мудро и наверняка останется в памяти: и самих молодоженов, и их гостей, и всех тех, кто оказался причастен к этой истории.

Идея «Писем добра», которые с каждым томом книги превращаются в энциклопедию доброты, пришла благодаря таким вот показательным случаям?

— Сама жизнь нас вдохновляет умножать усилия и стараться как можно шире распространить эту энергию доброты, которая движет сотнями, тысячами людей.«Письма добра» – это уже целая серия электронных книг, где собраны потрясающие истории о Добре, милосердии и помощи ближнему. Аудитория – миллионы русскоязычных людей в 28 странах мира. Когда мы начинали этот проект, я поставил цель: за десять лет прийти к тому, чтобы общее число читателей «Писем добра» достигло ста миллионов человек. Поскольку статистика в интернете дает представление о динамике процесса, уверен: цель будет достигнута.

Сколько человек в месяц открывают для себя «Письма добра»?

— Более одного миллиона, и это не может не радовать. Значит, мы действительно меняем этот мир к лучшему.

Проекту семь лет, и «Письма добра» начинают жить своей жизнью, влияя на все новые и новые категории читателей – и по возрасту, и по географии. Начали проводить «Уроки добра» в школах Уральского федерального округа, и постараемся распространить эту практику на всю страну.

Сочетание постоянного непосредственного общения, тысяч конкретных полезных дел, интернет-проектов с многомиллионной аудиторией – это целая вселенная доброты, свет от которой по-настоящему согревает.

Что мешает нашему обществу быть добрее?

— Наверное, цинизм отдельных личностей. Нового-то ведь ничего придумывать не надо: нравственные заповеди стары как мир.

У каждого – всегда свой выбор. И я убежден: счастливы в этой жизни лишь те, кому близки вечные слова Иммануила Канта: «Две вещи наполняют душу всегда новым и все более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них, — это звездное небо надо мной и моральный закон во мне».

Добавить тут нечего.

Фото: из архива Алексея Невьянцева

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями УрФО в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.