В январе в Тюменской области был назначен новый уполномоченный по защите прав предпринимателей. Пост занял юрист Павел Меньщиков, который много работал в службе тюменского омбудсмена. «ФедералПресс» познакомился с новым официальным уполномоченным представителем бизнеса в регионе и узнал, как чувствует себя тюменский бизнес спустя почти два года пандемии и почему после каждого заседания оперштаба предприниматели обрывают телефон службы уполномоченного.
В масштабах области
Павел Михайлович, поделитесь, стало ли для вас неожиданностью предложение возглавить службу?
— Нет. Сейчас уже можно говорить об этом открыто. Мы с Ларисой Кирилловной [Невидайло] обсуждали это еще до новогодних праздников. Она и предложила мою кандидатуру. А дальше дело было уже за губернатором Александром Моором и бизнес-омбудсменом РФ Борисом Титовым. Хочу поблагодарить их за оказанное доверие.
На пост уполномоченного Лариса Невидайло пришла из реального бизнеса. Вы – юрист по образованию, с большим опытом работы на госслужбе. Отсутствие опыта в бизнесе не мешает вам в работе?
— На самом деле, опыт ведения бизнеса у меня есть – несколько лет я руководил юридической фирмой. Основными клиентами были организации, которым оказывали услуги по взаимодействию с органами госвласти, контролирующими органами и прочее. То есть, по сути, я занимался той же работой, что и в службе уполномоченного по защите прав предпринимателей, куда пришел в 2014 году. Разница только в масштабах. А потому запросы, вопросы и сложности прекрасно понимаю.
С какими напутствиями Лариса Невидайло оставляла вам пост?
— В профессиональном плане особых напутствий не было, потому что она знает мою работу. В последние несколько лет она и представляла меня в качестве своего зама. А сейчас Лариса Кирилловна активно помогает нам – дает советы, делится контактами, размещает информацию у себя в соцсетях. Мы планируем и дальше продолжать с ней тесную работу, но уже в рамках должности общественного представителя в общепите. Сейчас готовим документы для подачи в правительство Тюменской области. И совсем скоро официально объявим Ларису Невидайло общественным представителем.
Вы вступили в должность в непростые для бизнеса времена. Какие основные задачи перед собой и службой ставите?
— Раз я работаю тут восемь лет, особо вникать и знакомиться с ситуацией в предпринимательской среде не пришлось. Задачи перед нами стоят стандартные, они определены законом: это защита прав и интересов бизнеса, рассмотрение обращений и принятие мер реагирования при выявлении нарушений прав и другие. Они не изменились, и наша работа строится на этих задачах.
Помощь бизнесу в пандемию
Но ведь пандемия не могла совсем не повлиять на работу службы?
— Соглашусь. Влияние пандемии видно, прежде всего, по тематике обращений от бизнеса. Если раньше абсолютным лидером были вопросы, касающиеся налоговой сферы, то вот уже второй год первенство удерживают ковидные обращения – ограничения, правила организации работы, меры поддержки и прочее.
Сколько обращений за прошлый год прислали предприниматели в службу?
— 412 индивидуальных письменных и устных обращений. По сравнению с 2020 годом это снижение. Но по числу заявителей мы отмечаем рост, потому что поступило еще 20 коллективных обращений с общим числом заявителей 793. Только из Тобольска в ноябре к нам пришло заявление с двумя сотнями подписей.
Для службы это уникальная ситуация – такие объемные обращения?
— С таким количество подписантов – да.
На какую тему эти обращения?
— В основном это два вопроса. Первый – разные ограничительные меры. И второй – включение в перечень пострадавших отраслей продовольственной торговли. Напомню, что в период введения QR-кодов в крупных ТЦ области арендаторы, среди которых были и продовольственные магазины, оказались заложниками ситуации – поток клиентов упал, не все работники были вакцинированы. И вот это ограничение сильно ударило по карману.
Очень много обращений по разъяснению действующего законодательства. Лидер в этом – постановление регионального правительства № 120-п «О введении режима повышенной готовности», которым то вводятся ограничения, то отменяются.
Если в пятницу или в выходные проходило заседание оперативного штaба и вносились изменения в документ, то в понедельник мы шли на работу, зная, что сейчас не сможем заниматься ничем, кроме как консультировать и отвечать на вопросы по поводу изменений в постановление.
Наверное, самым обсуждаемым пунктом в этом постановлении стало уже упомянутое вами введение QR-кодов. Повсеместное их использование губернатор перенес – на начало марта. Как вы относитесь к такой мере?
— С одной стороны, бизнес согласен на ограничения и готов подстраиваться, только бы работать. Но с другой – все понимают, что пропускная система отразится на потоке посетителей. И мы все это видели. Ситуация неоднозначная. Но я уверен, что вводя вот этот пропускной механизм, надо отменять другие ограничения – к примеру, по загрузке зала, по времени работы. А иначе зачем пропуски по сертификатам, если есть другие жесткие ограничения?
В любом случае вводимые меры не преследуют цели как-то ущемить предпринимателей. Главное – быстрее восстановить нормальную эпидобстановку, чтобы продолжать работать. Все прекрасно понимают, что введение ограничений никому не выгодно.
На ваш взгляд, в какой помощи малый и средний бизнес сейчас нуждается больше всего?
— Самый топовый запрос от предпринимателей сейчас – это государственная финансовая поддержка. Я говорю не о тех формах поддержки, которые на постоянной основе оказывает власть, к примеру, через департамент инвестполитики региона. Речь о точечной, адресной помощи. Она нужна, чтобы помочь бизнесу в пике преодолеть какие-то сложности. Допустим, ввели нерабочие дни – поддержали предпринимателей субсидиями. Потому что подушки безопасности почти ни у кого не осталось уже. Задача государства ведь в том, чтобы создать условия для ведения бизнеса и при необходимости поддерживать его отдельные сегменты.
Фото: ФедералПресс / Полина Зиновьева, Елена Майорова
Разговор о важном: лучшее от «ФедералПресс»