С каждым днем популярнее становится сериал «Слово пацана. Кровь на асфальте» (18+) о подростковых группировках Казани периода 80–90-х годов прошлого века. Кинолента собрала не только восторженные отзывы в Сети, но и критику со стороны государственных деятелей. Так, детский омбудсмен Ирина Волынец даже требовала проверить сериал на соответствие указу о духовных ценностях. «ФедералПресс» пообщался с экс-руководителем нижегородского РУБОП Евгением Макаровым, который прошел путь от преступника до полковника милиции, о том, как ситуация с криминальными ОПГ обстояла в Нижнем Новгороде.
Евгений Иванович, в онлайн-стриминге вышел сериал «Слово пацана» от режиссера из Нижегородской области Жоры Крыжовникова. Многие начали активно обсуждать «казанский феномен». Как в 80–90-е годы ситуация с группировками обстояла в Нижегородской области?
— В Казани была одна из самых жестких группировок. Хотя они были в каждом регионе, но со своими особенностями. Были и битвы, они происходили по всем районам, злобу иногда на прохожих вымещали. Как и у других, в Нижнем Новгороде делились по районам, кварталам: Дворцовские, Гнилицкие и другие. Когда в парке сходились, на вопрос: «Ты откуда» – отвечали, например: «Я с 16-го квартала». Дустовские (одна из группировок в Дзержинске Нижегородской области. – Прим. ред.) были самые оторванные, потому что если у одних были цепи, палки и все прочее, то они делали сразу обрезы и бомбочки. Стычки были человек на 20–30, менее массовые, чем в Казани.
Было такое первоначально, что спортсмены предъявляли блатным. Одни другим говорили, что «живут не по понятиям». Была даже крупная битва в 1988 году – с автоматами, со стрельбой и прочими делами. Вот еще 1989 год. Пришли залетные воры в Нижегородскую область, в это же время освободился «свой» Равиль Бедретдинов (Рома Горьковский). Ему сказали – ты не вор, ты никто. А он пошел и застрелил их прямо на квартире в Верхних Печерах.
Битвы были, когда забивали так же, как Ералаша из сериала. Например, в Дубках: неосторожный удар палкой по башке – пацан погиб. Второго парня потом посадили на 10 лет. Много у нас таких историй.
На какой почве конфликтовали?
— Первые стрельбы происходили из-за передела территории. Помимо этого делили сферы влияния, особенно, когда притащили наркоту.
А если смотреть с точки зрения возраста, это было распространено среди подростков?
— Конечно, это было распространено и среди подростков. У нас на Автозаводе, например, 30 % судимых было, к ним и подтягивались. Они при деньгах были. Под защиту брали, споры разводили. Самое интересное, что когда случалось что-то, ведь бежал сразу за своими. Уже потом разбирались, прав или не прав. Была задача – не дать в обиду.
Я прошел это все – был в банде у блатных, ведь пехотинцы всем нужны. Сам обирал с фразой «дай 20 копеек», вытрясал деньги и не понимал, что это грабеж. В 11 лет 50 рублей проиграл – развели.
Свою территорию приходилось защищать. У танцплощадки мы стояли не от того, что на танцы хочется, а [оттого что] кого-то из наших могли обидеть. После со спортсменами был, потом на зоне работал. Думать не думал, что погоны надену. Зато с ними я «бился» со знанием дела.
Стоит ли запретить показ сериала?
— Об этом рассуждают люди, которые не имеют представления о том, что происходило. Дело не в нюансах, а в самой истории Можно запретить, можно ничего не делать, но нужно задуматься: сейчас вы что делаете для дворовых пацанов? Они же никому не нужны.
В кино правильный вопрос подняли. Тогда пошли по пути запретить, вместо того чтобы работать, обсуждать. Пацанов на своем примере надо было перевернуть. Самое простое сказать: «Ты гад и негодяй, раз этот фильм смотришь». Получилось, что джинна загнали в бутылку, а потом он так лупанул. В те времена на уровне МВД говорили, что нет у нас организованной преступности. Не признавали – вот и результат. И сейчас, если тему замолчим, она может стрельнуть, не завтра, но когда созреет.
По вашему мнению, в чем главная проблематика сериала, сложившейся вокруг него ситуации неприятия и протеста и насколько тема, звучащая в сериале «Слово пацана», актуальна в наши дни?
— Главный вопрос прост – почему так произошло? Разве не видно, что посыл идет один и тот же? И мы опять возвращаемся к тем временам. Сейчас мы чисто идеологически проигрываем. Простой пример: когда Марат (его роль исполнил Рузиль Минекаев) приходит к девчонке… Раньше нужно было девчонку стихами, цветами покорять, а он ей жвачку принес. Вот и сейчас такой же принцип: бабло есть – и все. В этом беда. Не обращают внимания, а как их человек заработал.
Ваше мнение о сериале?
— Фильм построили неправильно, считаю. Нужно было построить его с конца, с кладбища. Кто-то посмотрел одну серию и думает: «О, здорово, Марат такой…» Так же с «Бригадой» было. Сколько тогда человек надели пальто, шарфы и сделали обрезы, а потом людей положили. Никто не досмотрел до конца, что они там сами полегли.
Советуем прочитать материал о том, что думает о запрете на показ сериала один из его сценаристов Андрей Золотарев.
Изображение сгенерировано нейросетью Kandinsky 2.2
Эксклюзивы «ФедералПресс»