В России с нуля в сжатые сроки создается отрасль обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО). За пять лет реформы в стране при поддержке государства заработали десятки современных обрабатывающих и перерабатывающих комплексов, остановлен стремительный рост мусорных полигонов, освоено производство нового высокотехнологичного оборудования для обеспечения сортировки и переработки ТКО. Как меняется отрасль и какие меры помогают развивать экономику замкнутого цикла в России, «ФедералПресс» в кулуарах Петербургского международного экономического форума рассказал генеральный директор «Российского Экологического Оператора» (РЭО) Денис Буцаев.
Мы встречались год назад. Что изменилось в отрасли за истекший период? Сколько мусоросортировочных заводов было введено в эксплуатацию за год?
— Безусловно, отрасль меняется. Мы продолжаем реализацию реформы отрасли обращения с твердыми коммунальными отходами. В 2023 году в регионах России было введено в эксплуатацию 10 комплексов по сортировке и переработке ТКО, оснащенных современным оборудованием и передовыми технологиями, позволяющими обеспечить в ближайшем будущем высокий уровень отбора и утилизации полезных фракций, снизить количество направляемых на захоронение ТКО. Таким образом, поставленные задачи выполнены в полном объеме. В частности, были запущены объекты в Московской области и Петербурге. В Подмосковье это Каширский, Сергиево-Посадский, Коломенский мусороперерабатывающие комплексы совокупной мощностью по обработке 1,8 млн тонн ТКО в год, по утилизации – 240 тысяч тонн ТКО в год. В Петербурге введена первая очередь объекта по обработке и утилизации ТКО КПО «Волхонка» мощностью по обработке 200 тысяч тонн, а по утилизации – около 39 тысяч тонн в год. По многим объектам мы идем опережающими темпами.
В целом за пять лет с момента начала реализации реформы в стране было создано порядка 250 объектов обращения с ТКО, годовая мощность которых суммарно превышает 20,3 млн тонн в год по обработке, 6,1 млн тонн – по утилизации, 4,6 млн тонн – по размещению (захоронению) ТКО. Это позволило существенно увеличить долю отходов, направляемых на обработку и переработку, и снизить экологическую нагрузку на население. Кроме того, стартовало строительство восьми экопромышленных парков в разных федеральных округах.
Развитие отрасли продолжается, несмотря на санкции. Для успеха реформы и выполнения национальной цели развития, обозначенной президентом, прежде всего требуется создание современной инфраструктуры по обработке и утилизации отходов.
На сколько сократилось количество мусорных полигонов при росте сортировочных и перерабатывающих комплексов?
— Мы не допустили роста их количества – это самое главное. В целом же мощность утилизации всех введенных за пять лет, с начала реформы объектов увеличилась до 6,1 млн тонн с 1,4 млн тонн. Доля отходов, направленных на захоронение, снизилась до 80,5 %.
Как Вы оцениваете работу региональных операторов? Были ли случаи ухода или появления игроков в прошлом году?
— Региональные экологические операторы работают во всех субъектах Российской Федерации. Они заключают договор с каждым отходообразователем и отвечают за полный цикл обращения с ТКО (сбор, транспортирование, обработка, обезвреживание, утилизация, размещение на специальных объектах) на территории зоны деятельности в пределах своего субъекта. В разных регионах – своя история и своя оценка деятельности регоператора. Если один не справляется с поставленными перед ним задачами, не проблема заменить его другим оператором. В данном случае мы говорим о том, чтобы имел место результат.
В 2024 году актуализируются и корректируются территориальные схемы в 62 субъектах РФ – это на 10 % больше, чем в 2023 году, когда нами было рассмотрено 104 проекта терсхем 53 субъектов Российской Федерации. Таким образом мы видим цельную картину системы обращения с отходами в каждом регионе и принимаем необходимые решения по ее совершенствованию на местах.
Достаточно ли объема финансирования для отрасли?
— Вполне. На сегодняшний день финансирование обеспечивается за счет сборов платежей, частных инвестиций и выпуска облигаций РЭО.
Совсем недавно – 24 мая 2024 года – правительство России приняло постановление № 671, установив порядок коммерческого учета ТКО для потребителей, региональных операторов и владельцев объектов ТКО. Это позволило определять количество отходов, за которое должны платить потребители регоператору или регоператор сортировкам и полигонам. Новый порядок распространяется на новые договоренности. В противном случае действуют старые правила.
Благодаря мерам поддержки со стороны государства мы наблюдаем рост частных инвестиций в отрасль. Эффективным механизмом предоставления финансирования проектам ТКО являются концессионные соглашения – на сегодняшний день он становится основным для финансирования отрасли. Объем концессионных соглашений РЭО, заключенных за три года, оценивается в 235 млрд рублей. Например, согласно подписанным в апреле этого года концессионным соглашениям между ЯНАО и инвестором в 2025 году планируется открытие трех мусоросортировочных комплексов – в Новом Уренгое, Салехарде и Муравленко общей мощностью 203 тысячи тонн ТКО в год, что позволяет региону полностью обрабатывать ТКО, снизить вдвое захоронение на полигонах и закрыть все старые полигоны в зоне обслуживания новой инфраструктуры. Общая стоимость проектов составляет 15,1 млрд рублей. Мы готовы рассмотреть возможность предоставления финансирования для создания объектов в размере до 95 % от общего объема инвестиций.
Механизм концессионных соглашений развивается благодаря тому, что государство предоставило РЭО право выпускать облигации с субсидированным купоном. Мы как эмитент выпускаем облигации на биржевом и внебиржевом рынке. Если раньше мы видели скептицизм по отношению к данному инструменту, то теперь наблюдаем повышенный спрос на концессию.
На сегодняшний день все ключевые финансовые институты подтвердили готовность инвестировать в отрасль. До принятия в сентябре прошлого года постановления о выпуске облигаций субсидированного купона и льготном займе для инвесторов таким механизмом могли воспользоваться только проекты ТКО, а теперь мы можем финансировать и другие проекты, связанные с экономикой замкнутого цикла: они касаются переработки строительных и сельскохозяйственных отходов, резины. На эти цели выделяется субсидия из федерального бюджета. В рамках льготного финансирования инвесторы получают заем сроком на 12 лет под ставку 5,8–7,8 %, в объеме до 95 % от общей стоимости проекта.
Всего в прошлом году за счет средств от выпуска облигаций в рамках концессионных соглашений нами были профинансированы проекты почти на 30 млрд рублей в Московской, Тульской, Ленинградской, Нижегородской, Саратовской, Мурманской и Челябинской областях и других регионах России. А в целом нами сформирован портфель из 113 проектов, оценивающихся приблизительно в 300 млрд рублей.
Есть ли подвижки в развитии отечественных технологий для отрасли?
— В настоящий момент задачи по локализации и импортозамещению оборудования выполнены в полном объеме за исключением двух аппаратов. Зачастую отечественное оборудование эффективнее, чем зарубежные аналоги. Сейчас в России ключевое оборудование для сортировки и переработки отходов изготавливают пять крупных производителей, кроме того, работают другие, более мелкие компании. Поэтому можно утверждать, что рынок вполне конкурентен. Кроме того, имеется альтернатива по поставке оборудования из дружественных стран. Российские компании в свою очередь поставляют собственные технологии за рубеж.
Имеется ли необходимость в дальнейшем совершенствовании законодательства, регулирующего отрасль обращения ТКО?
— На сегодняшний день все законодательные инициативы, связанные с регулированием отрасли, успешно реализуются. В прошлом году при участии РЭО были приняты три федеральных закона (450-ФЗ, 451-ФЗ, 476-ФЗ). Так, с 2024 года заработал новый механизм расширенной ответственности производителей (РОП), направленный на то, чтобы избавить миллионы компаний от лишних отчетов. Отныне ответственность ложится на производителей упаковки, которые могут создать свои мощности, уплатить экологический сбор или заказать такие услуги у проверенных утилизаторов. Согласно новой методике расчета экосбора, к базовой ставке прибавляются коэффициенты экологичности: чем более экологичная упаковка, тем ниже ставка сбора. Таким образом мы хотим снизить количество неперерабатываемых отходов на полигонах. Кроме того, к 2025 году в России заработает информационная система для мониторинга состояния окружающей среды и выйдет на новый качественный уровень обращение с отходами I и II классов опасности.
Благодаря этому уже в ближайшие годы мы увидим новые результаты реформы в отрасли.
Фото: ФедералПресс / Дмитрий Шевалдин
ПМЭФ-2024