ВЛАДИКАВКАЗ, 26 августа, ФедералПресс. Опубликовано свежее исследование аудиторско-консалтинговой сети FinExpertiza. Эксперт рассказал о показателях регионов СКФО.
Последствия пандемии, получившие емкое название «коронакризис», существенно отразились на региональных бюджетах большинства субъектов страны. Многие регионы не смогли бы выполнить свои обязательства без поддержки федерального центра – в целом на помощь было выделено 1,4 трлн рублей.
Самые существенные дотации получили и так полностью зависимые от траншей из столицы Крым, Дагестан и Чечня. При этом далеко не все республики Северного Кавказа оказались в таком положении. Почему лозунг «хватит кормить Кавказ» актуален не для всего СКФО, и какие еще бюджетные модели здесь существуют, рассказал политолог Станислав Смагин.
«Лозунг «Хватит кормить Кавказ», выдвинутый в начале прошлого десятилетия значительной частью русских националистов и превращенный их оппонентами в броский жупел, на самом деле понимается этими самыми оппонентами крайне превратно. Как, возможно, и некоторыми сторонниками. Речь, понятное дело, не о Северном Кавказе в целом, а о трио Дагестан-Ингушетия-Чечня, существующем в рамках подчеркнуто дотационной модели и имеющем огромные преимущества по сравнению с остальной Россией. Мы сейчас не берем многочисленные претензии к республикам и поведению их отдельных представителей – речь именно о социально-экономических материях», – рассуждает политолог Станислав Смагин.
Он обращает внимание, что Чечня, Дагестан и Ингушетия это не весь Кавказ. Например, Северная Осетия по многим социокультурным и психологическим аспектам, по настроениям жителей ближе к «осевой» России, чем к пресловутому трио.
Ярким доказательством этого служит бюджет республики, более ориентированный на получение собственных доходов в виде налоговых поступлений от бизнеса, чем на нескончаемый поток финансов из Москвы. Если Дагестан, Чечня, Крым и Ставропольский край традиционно входят в топ-10 регионов по объемам дотаций, то та же Северная Осетия или Карачаево-Черкесия обычно располагаются ближе к середине списка, рядом с Архангельском и Саратовом. И дело вовсе не в отсутствии лоббистских способностей у руководителей республик, отмечает эксперт.
«Если вернуться к коронакризису, то в Алании за первое полугодие произошло минимальное снижение собственных доходов – лишь на 0,5 % или 31 млн меньше, чем в 2019 году. Для сравнения в Дагестане снижение составило более 10 % или более 1,5 млрд рублей», – прокомментировал эксперт.
Или следующий показатель: по итогам первого полугодия 2020 года в Дагестане процент федеральной помощи относительно собственных расходов составил 90 %. В Чечне 88 %, Ингушетии 87 %. А в Северной Осетии 63 %, сообщает свежее исследование аудиторско-консалтинговой сети FinExpertiza.
«Упомянутое исследование показывает, что Дагестан и Чечня на 9/10 зависят от дотаций. Северная Осетия же чуть меньше, чем на 2/3. Тоже очень солидная цифра. Но сопоставимая со многими центральнороссийскими регионами. Никто и не говорит, что Северная Осетия благополучна и самодостаточна – абсолютно нет. Но, по крайней мере, и власти, и жители стараются повысить уровень самодостаточности, а не зависеть исключительно от федеральных траншей», – отмечает политолог Станислав Смагин.
Фото: ФедералПресс / Андрей Гусий